Патрульные подводные лодки типа «Дафне»
Франция 
   подводная лодка типа Дафне 
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Дафне»
Водоизмещение: надводное 869 т.; подводное 1043 т..
Размерения: длине 57,8 м (189 футов 8 дюймов); ширина 6.8 м (22 фута 4 дюйма) осадка 4,6 м (15 футов 1 дюйм).
Силовая установка: два дизель - генератора компании «SEMT Пьельстик и два электродвигателя и мощностью 1940 киловатт (2600 л е.), два вала.
Скорость: надводного хода 13,5 уз.; подводного хода 16 уз.
Глубина погружения: рабочая 300 м (985 футов) и предельная 575 м (1885 футов).
Торпедные аппараты: 12 (восемь носовых и четыре кормовых) 550 мм (21,7-дюймовых) для 12 противолодочных и противокорабельных торпед или неконтактных донных мин.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных цепей «Калипсо II ГАС DUUX 2, ГАС DSUV 2, ГАС DUUA 1 и 2, информационно-управляющая система обеспечения торпедной стрельбы.
Экипаж: 45 человек.

   В 1952 г. техническая служба кораблестроения и вооружения ВМС Франции выступила с предложением разработать второй тип океанской подводной лодки в дополнение к лодкам больших размеров типа «Нарваль». Получившие обозначение тип «Дафне», подводные лодки проектировались с небольшими скоростными характеристиками для обеспечения больших глубины погружения и вооруженности в сравнении с современными им противолодочными подводными лодками с дизель-электрической силовой установкой типа «Аретуз». Для уменьшения численности экипажа основное вооружение было размещено в 12 торпедных аппаратах вне прочного корпуса (восемь в носовой и четыре в кормовой части), что устранило потребность в торпедном отсеке и перезаряжрнии. Дальнейшее уменьшение численности экипажа стало возможным за счет использования модульной системы атериально-технического обеспечения бортового оборудования.

  Подводная лодка класса Дафне 

   Лодка проектировалась как двухкорпусная, перед и за боевой рубкой располагались жилые помещения, а между ними - центральный пост. Всего для ВМС франции было построено 11 лодок. «Дафне», «Диан» (Diane), «Дорис» (Doris), «Эридис» (Euridice), «Флор» (Flore), «Галатэ» (Galatee), «Минерв» (Minerve), «Жюнон» (Junon), «Венус» (Venus), «Псише» (Psyche) и «Сирен» (Siren) были введены в состав флота между 1964 и 1970 гг.
    Две из этих лодок были потеряны вместе с экипажами («Минерв» в 1968 и «Эридис» в 1970 г.) в западной части Средиземного моря. На оставшихся лодках в 1970-х гг. была модернизирована электроника и вооружение, но к настоящему времени все они списаны. Португалия получила лодки «Альбакора» (Albacore), «Барракуда» (Barracuda), «Кашалот» (Cachalote) и «Дельфин» (Delfin), «Кашалот» была продана Пакистану в 1975 г. и переименована в «Гази» (Ghazi). «Альбакора» и «Дельфин» в 2003 г. продолжали находиться в составе действующего флота. ВМС Пакистана также были поставлены лодки «Хангор» (Hangor), «Шушук» (Shushuk) и «Мангра» (Mangro), вооруженные ракетами «Гарпун» с подводным стартом. Южная Африка получила заказанные в 1967 г. подводные лодки «Мария Ван Рибек» (Maria Van Riebeeck), «Эмили Хобблхаус» (Emily Hobblhouse) и «Джоханна Ван Дер Мерв» (Johanna Van der Merwe), две из которых оставались в составе флота в 2003 г., переименованные в «Умпхонто» и «Ассегаи».

  Подводная лодка класса Dafne 

   Эти лодки в 1988-1990 гг. были оснащены усовершенствованными системами оружия (включая ГАС) и оборудованием с целью улучшения условий обитаемости Еще четыре лодки - «Дельфин», «Тонина» (Tonina), «Марсопа» (Marsopa) и «Нарвал» (Narval) - строились по лицензии в Испании и позднее были усовершенствованы по проекту, аналогичному тому, по которому проводилась модернизация французских лодок в 1971-1981 гг. В 1971 г. пакистанская подводная лодка «Хангор» в ходе индо-пакистанской войны потопила фрегат «Кукри» ВМС Индии - это была первая атака, проведенная подводной лодкой после завершения Второй мировой войны.