Патрульные подводные лодки типа «Agosta» (проекта S-70)
Франция 
   подводная лодка типа Агоста 
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Agosta А90»
Водоизмещение: надводное 1480 т.; подводное 1760 т.
Размерения: длина 67,6 м (221 фут 9 дюймов); ширина 6,8 м (22 фута 4 дюйма); осадка 5,4 м (17 футов 9 дюймов).
Силовая установка: два дизеля компании «SEMT-Пьельстик» мощностью 2685 киловатт (3600 л.с.) и электродвигатель мощностью 2200 киловатт (2950 л.с.), один вал.
Скорость: надводного хода 12,5 уз. и подводного хода 20,5 уз.
Глубина погружения: рабочая 300 м (985 футов) и предельная 500 м (1640 футов).
Торпедные аппараты: шесть 550-мм (21,7-дюймовых) с втулками для 533-мм (21 -дюймовых) средств поражения для 23 550-мм (21,7-дюймовых) или 533-мм (21 -дюймовых) противолодочных или противокорабельных торпед или 46 неконтактных донных мин; оборудование для пуска противокорабельных ракет с подводным стартом «SM.39 Экзосет» или UGM 84 Гарпун» на французских и пакистанских лодках соответственно
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей DRUA 23, ГАС DUUA 2А, ГАС DUUA 1D, ГАС DUUX 2А, ГАС DSUV 2Н, комплект аппаратуры РЭР ARUR, комплект аппаратуры РЭР ARUD, информационно управляющая система обеспечения торпедной стрельбы.
Экипаж: 54 человека.

   Малошумные, с хорошими тактико-техническими характеристиками подводные лодки типа Agosta (проекта S-70), разработанные Управлением военно-морского строительства для использования в Средиземном море, вооружены четырьмя носовыми торпедными аппаратами с пневматической системой быстрого перезаряжания, обеспечивающая применение средств поражения с максимально низким уровнем шумности. Новая конструкция торпедных аппаратов позволяет подводной лодке использовать оружие на любых скоростях и глубинах вплоть до максимальной рабочей глубины погружения.

  Подводная лодка класса Агоста 

   В составе ВМС Франции до вывода из боевого состава флота в начале XXI столетия находились четыре подводные лодки этого типа с обычной силовой установкой - «Агоста» (Agosta), «Бевезье» (Beveziers), «Ла Прайя» (La Praya) и «Уэссан» (Ouessant) Все они были спущены на воду в рамках программы военно-морского строительства 1970-1975 гг. для замены подводных лодок прибрежного действия типа «Дафне» (Daphne). «Ла Прайя» была оснащена размещенным за боевой рубкой съемным контейнером с подводными средствами движения боевых пловцов для замены аналогичного оборудования, которое несла подводная лодка «Нарваль» (Narval), головная в серии из шести единиц океанских лодок устаревшего типа, сданных на слом в 1980-х гг.

  Подводная лодка класса Agosta 

   ВМС Испании в начале 19В0-Х гг. получили четыре подводные лодки типа «Агоста» - «Галерна» (Galerna), «Сироко» (Sirico), «Мистраль» (Mistral) и «Трамонтана» (Tramontane), строившиеся на национальных верфях с использованием французской электроники и вооружения, представленного торпедами L5, F17 и Е18. В середине 1978 г. Пакистан закупил две единицы (строились для Южной Африки, но перед передачей заказчику на поставку было наложено эмбарго), получившие названия «Хашмат» (Hash mat) и «Хурмат» (Hurmat), а в 1994 г. заказал еще три лодки модернизированного типа «Агоста А90В» с рядом усовершенствований.
    В течение 1980-х гг. французские лодки были оснащены оборудованием для применения SM.39 - варианта противокорабельной ракеты «Экзосет» с подводным стартом, в то время как Пакистан обратил взор на другое побережье Атлантики с намерением приобрести UGM-84-вариант запускаемой с подводной лодки американской противокорабельной ракеты «Гарпун».