Бронетехника

История появления и развития бронетехники чрезвычайно интересна. Появление броневой техники было обусловлено рядом причин, прежде всего сложившейся исторической ситуацией.
В начале XX в. в армиях разных стран был широко распространен пулемет. Появление его на полях сражений значительно увеличило огневую мощь противников. Были разработаны шрапнельные и осколочные снаряды для скорострельных пушек. Помимо этого, ряд пехотных частей был оснащен бомбометами — предвестниками современных минометов. Потери войск возросли. Эффективность же атаки значительно упала. Вследствие этого возникли идеи создания подвижных бронированных машин, способных противостоять огню противника и переломить ход сражения. Одним из факторов, способствовавших появлению бронетехники, стало создание грузовых автомобилей с мощными двигателями внутреннего сгорания. Броневые листы использовались на поле боя уже достаточно давно. Практически одновременно в ряде стран изобретатели приступили к созданию колесных бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами и пушками.

Основной толчок к развитию бронетехники был получен в связи с I мировой войной. В 1914—1917 гг, в России были разработаны и выпускались практически все виды бронетехники, вплоть до ЗСУ (зенитных самоходных установок). Первый бронепоезд был построен уже в августе 1914 г. Вооружены первые бронепоезда (броневики) были отечественными и трофейными австрийскими пулеметами и трехдюймовыми горными пушками образца 1904 г. Бронеплощадки оснащались паровым отоплением и шум изоляцией. Стены были обшиты 20-мм слоем пробки и 6-мм слоем фанеры. На бронепоездах устанавливалась электрическая, рупорная и звонковая связь. В 1915 г. был разработан новый вид рельсовой бронетехники — мотоброневагон. По вооружению он не на много уступал бронепоездам, но был значительно меньше по размеру, экипаж сосредотачивался в одном месте. Первый мотоброневагон «Заамурец» вступил в строй в 1916 г. На нем были установлены два двигателя внутреннего сгорания «Фиат» и «Флоренция». В случае поломки одного он мог передвигаться на другом. Конструкция мотоброневагона оказалась настолько удачной, что их выпуск был начат в 1930-х гг. и продолжался до начала Великой Отечественной войны. Причем практически все мотоброневагоны поступали в войска НКВД.
Основную массу бронетехники составляли бронеавтомобили. Первые бронемашины были выпущены в России уже в 1906—1908 гг. С началом войны в русскую армию стали поступать бронемашины производства
Англии и Франции. Российские инженеры и офицеры разрабатывали различные виды бронеавтомобилей. Уже в 1914 г. бронеавтомобили заслужили уважение в армии. Они поддерживали действия пехоты в наступлении, прикрывали отход наших частей, участвовали в рейдах кавалерии. Вскоре стало ясно, что в помощь легким машинам требуются более мощные тяжеловооруженные бронеавтомобили с повышенной проходимостью. В результате появилось несколько типов бронеавтомобилей. Генерал Филатов разработал на базе четырехтонного грузовика полноприводной тяжелый пушечный бронеавтомобиль «Гарфорд». Но проходимость колесной техники все же была ограничена, и тогда в России были разработаны полугусеничные и гусеничные боевые машины. Наиболее известен бронеавтомобиль Кегресса, в честь которого на западе появился термин «русский тип танка». Эти машины участвовали и в гражданской, и в советско-польской войне 1920 г. Помимо этих машин, выпускались и другие тяжелые полугусеничные бронеавтомобили.
Кроме бронеавтомобилей, в России выпускалась и другая техника. Так, уже в 1914 г. были разработаны и запущены в серию ЗСУ (зенитные самоходные установки). Они представляли собой полубронированные противоаэропланные пушки на базе грузовика. Кроме них, в 1915—1917 гг. в России выпускались несколько типов САУ (самоходных артиллерийских установок) в основном с 3-дюймовыми противоштурмовыми пушками. САУ были не только колесные, колесно-гусеничные (на базе трактора «Аллис Чалмерс») и даже трехтонные гусеничные на базе трактора «Уайт». Самоходная артиллерия показала себя с самой лучшей стороны, особенно гусеничная и полугусеничная, поскольку могла действовать в любых условиях и при полном отсутствии дорог. Впоследствии серийно САУ в нашей стране стали выпускать только в конце 1941 г. В 1916 г. начали выпуск и первого БТР (бронетранспортера для перевозки пехоты в боевых условиях), но до революции успели сделать только несколько экземпляров.
Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И, хотя первые танки, появившиеся на полях сражений I мировой войны, были построены в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого танка — гусеница — была создана на берегах великой русской реки Волга в Саратовской губернии. Уроженец села Никольское Вольского уезда крестьянин Ф. А. Блинов в 1878 г. получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова Я. В. Мамин в 1903 г. сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 г. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, впервые был создан в России. Этот двигатель намного опередил свое время.

Основным и популярным по сей день примером развития бронетехники являются танки. История танкостроения развивалась согласно требованиям времени. До сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В самом деле в извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным. Есть ряд параметров, определяющих эффективность оружия: точность, дальность стрельбы, бронепробиваемость и прочее. Все эти параметры постоянно совершенствуются. В то же время растет и защищенность танка. Все три основных составляющих танка — огонь, маневр, защита — развивались параллельно. Это не значит, что было постоянное поступательное движение.
Условно развитие танкостроения, этапы его эволюции и совершенствования принято делить на поколения. Для рождения танка необходимо было два условия: во-первых, научно-технические (и производственно-технологические) предпосылки, а во-вторых, что не менее важно, должны были созреть военно-политические предпосылки. Должна была появиться настоятельная потребность в этом виде вооружений и, конечно, возможность реализации этой идеи.
Танк — мощное сухопутное оружие — специфичен тем, что позволяет уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеет возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, может «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. К концу XIX в. в наиболее развитых странах Европы были уже созданы научно-технические предпосылки для появления танка. Хотя сама идея защищенной техники как боевого оружия, которое сочетало бы защиту находящихся внутри людей, активное уничтожение врага и высокую подвижность, уходит в глубь веков. Даже колесные боевые повозки, применяемые с незапамятных времен, можно считать предками танков. Но только изобретение огнестрельного оружия с высокой мощностью и скорострельностью, изобретение механического двигателя внутреннего сгорания, обладающего достаточной мощностью, чтобы двигать тяжелые машины, защищенные бронированным корпусом от огня противника, и, наконец, новый, отличный от колесного гусеничный движитель сделали танк реальностью. Известно, что у военных моряков появилась броневая сталь, позволившая хорошо защитить от поражения вражеской артиллерией корабли нового типа — броненосцы. В Англии, Германии, России и ряде других стран совершенствование технологий обеспечило возможность оснастить броней и сухопутные машины — бронеавтомобили. К этому времени уже начал широко применяться двигатель внутреннего сгорания на автомобилях (самодвижущихся колясках), разработанный К. Отто и Р. Дизелем. Появился и новый компонент для танка — нарезное оружие Г. Круппа, существенно улучшившее поражающее воздействие и точность стрельбы. Завершающим стало изобретение англичанином Эдтвортом и французом Кегрессом гусеничного движителя. На передние и задние колеса движущейся тележки поместили замкнутую цепь, образуя таким образом бесконечную дорожку.
Не отставали от иностранцев и русские ученые и изобретатели. Достаточно вспомнить металлургов, создателей проката броневых листов, — П. Амосова, П. Обухова, Д. Чернова, изобретателя и разработчика первого гусеничного трактора Ф. Блинова. Велика роль русских ученых в разработке и практике двигателестроения. Петербуржцы Р. Брилинг и А. Орлин внесли большой вклад в теорию быстроходных двигателей внутреннего сгорания.

Уникальной стали разработка русского инженера В. Д. Менделеева, предложившего проект усовершенствованной бронированной машины с гусеничным движителем. Значимой, самостоятельной вехой в истории отечественного танкостроения является разработка изобретателя А. Пороховщикова. Идея создания подвижной, защищенной от врага боевой техники, способной нанести неприятелю сокрушительный удар, ждала своего часа, а была реализована, как это часто бывает в технике, неожиданно для многих, а потому и принималась в разных странах по-разному.
Бурное развитие отечественное танкостроение получило в 1930-х гг., когда в Ленинграде, Москве и Харькове были созданы танковые конструкторские бюро, которые, творчески освоив опыт разработки лучших английских, немецких и американских танков, создали первое поколение отечественных машин. Это были танки с противопулевым бронированием, имеющие слабое вооружение и бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Используя зачастую готовые узлы автомобилей и тракторов, обладающие недостаточной надежностью, они не составляли особой конкуренции танкам Германии и Англии. Однако уже появился широкий опыт их применения.
Конец 20-х — начало 30-х гг. XX в. характеризовались постепенным обострением противоречий между различными государствами. Активные военные приготовления шли по пути быстрого роста армий, совершенствования вооружения, милитаризации экономики и всей общественной жизни. Главной тенденцией в развитии армий того периода стала их механизация и моторизация, насыщение войск танками, самолетами, автоматическим стрелковым, артиллерийским и минометным вооружением. В это время Россия столкнулась с необходимостью экстренных мер к ускоренному развитию оборонной промышленности, техническому переоснащению вооруженных сил и дальнейшему повышению их боеспособности. В июле 1929 г. советское правительство утвердило первую танковую программу, которой предусматривалось иметь на вооружении армии танкетки, легкие танки, бронеавтомобили, САУ, гусеничные бронетранспортеры и другие специальные машины. В конце ноября 1929 г., в связи с Отставанием отечественной промышленности в разработке конструкций образцов всех типов танков, отвечающих принятой в то время системе вооружения, председателем Реввоенсовета (РВС) К. Е. Ворошиловым был сделан доклад в Совете труда и обороны. На основании этого доклада комиссия приняла решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов вооружения и получения технической помощи по их производству.

Первые танки были достаточно громоздкими сооружениями. Вооружены они были 1—2 пушками и несколькими пулеметами. По внешнему виду такие танки больше напоминали блиндированный железнодорожный вагон, передвигавшийся с небольшой скоростью. Благодаря широким гусеницам танки могли преодолевать проволочные заграждения. Для перехода через рвы и овраги эти боевые машины часто снабжались своеобразными колесными «хвостами». Поначалу эффект от их применения на поле боя был скорее деморализующим, но с течением времени выработались и меры противодействия танковым атакам. Среди них основное место занимала противотанковая артиллерия.

 
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.