ПЛАБР типа «Гольф» (проекта 629)
СССР 
   подводная лодка типа Гольф  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Гольф» (проект 629)
Водоизмещение: надводное 2794 т; подводное 3553 т
Размереиия: длина 98,4 м (322 фута 4 дюйма); ширина 8,2 м (26 футов 11 дюймов); осадка 7,85 м (25 футов 9 дюймов).
Силовая установка: три дизеля мощностью 4474 кВт (6000 л.с.) с электродвигателями, передающими крутящий момент на три вала.
Скорость: надводного хода 15 уз., подводного хода 12,5 уз.
Глубина погружения: рабочая 260 м (853 фута); предельная 300 м (984 фута)
Вооружение: («Гольф I») ракетный комплекс Д-2 с тремя ракетами Р-13 (SS-N-4) или («Гольф II») ракетный комплекс Д-4 с тремя ракетами Р-21 (SS-N-5 «Сарк»).
Радиоэлектронное вооружение: РЯС освещения надводной обстановки Снул трей» ил «Снуп плейт»; ГАС «Геркулес»; ГАС «Феникс».
Экипаж: около 80 человек.

   Тип «Гольф» (принятое в НАТО обозначение советского проекта 629) - это серия из 22 единиц однотипных дизельных лодок, вооруженных ядерными ракетами. Лодки этого типа, заказ на строительство которых поступил в 1955 г., на год раньше решения о создании атомных лодок типа «Хотел», были вооружены теми же БРМБ Р-13 или SS-N-4. В Северодвинске первая лодка была спущена на воду в 1960 г., за ней последовали еще 14 единиц, а семь лодок для Тихоокеанского флота были построены в Комсомольске на Амуре. Все лодки были переданы флоту с 1959 по 1962 г. и находились в его составе более двадцати лет. К-36 и К-91 были переведены на Тихоокеанский флот, шесть лодок последние годь находились в составе Балтийского флота, К-113 была переоборудована в минный постановщик, а затем, в 1974 г., списана. Остальные лодки были исключены из состава действующего флота в период с 1980 по 1991 г.

  подводная лодка проекта 629  

   К-129 была потеряна 12 марта 1968 . вместе с экипажем в 600 милях северо-западнее Гавайских островов при невыясненных обстоятельствах. Советские моряки не смогли обнаружить место ее гибели, а американцам это удалось. Хотя это был не самый современный советский образец подводной лодки, на К-129 находились ядерные ракеты и системы их управления, гидроакустические и радиолокационные станции, аппаратура связи, возможность ознакомления с которыми представляла собой неожиданный и очень ценный подарок разведке. Была предпринята операция по подъему лодки получившая условное наименование проект «Дженифер». Для ее проведения при финансовой поддержке Говарда Хьюджеса (Н. Hughes) было специально построено судно «Гломар Эксплолер». ЦРУ и ВМС США подняли лодку в сентябре 1974 г. Операция проводилась в режиме строгой секретности, и многие ее детали остались неизвестными. По официальным данным, из-за поломки крана лодка была поднята не полностью. США досталась часть корпуса длиной 12,6 м (38 футов) стелами восьми советских подводников, впоследствии перезахороненных в море. Были добыты две тактические ядерные боеголовки торпед, но БРМБ остались на дне океана. Никогда не подтверждалось и не уточнялось, какая аппаратура закрытой связи оказалась в распоряжении США.

  Подводная лодка класса Golf  

Поставка лодок типа «Гольф» за рубеж.
    Три подводные лодки типа «Гольф» без ядерных ракет были поставлены в Китай. Одна затонула в результате аварии. В связи с разрывом советско-китайских отношений в 1960 г. советские специалисты были отозваны из страны, а китайцы в 1966 г. спустили на воду ракетную подводную лодку, почти идентичную лодке типа «Гольф». Она продолжает оставаться в составе флота и в 1982 г. использовалась для испытательного пуска первой китайской БРМБ JL-1 (CSS-N-3). Переоборудованная в 1995 г. под ракеты JL-2 (CSS-N-5), она с 1999 г. осуществляла испытания первых в Китае запускаемых с подводных лодок ракет глобальной досягаемости с дальностью полета около 12 070 км (7500 миль).