Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 658
СССР 
   подводная лодка типа Хотел  
 
Тактико-технические характеристики
Проект 658
Водоизмещение: подводное («Хотел II») 5500 т.
Размерения: длина 114 м (374 фута); ширина 9,2 м (30 футов 2 дюйма); осадка 7,31 м (24 фута)
Силовая установка: два ядерных реактора с водяным охлаждением под давлением.
Скорость: надводного хода 18 уз., подводного хода 26 уз.
Глубина погружения: рабочая 240 м (787 футов); предельная 300 м (984 фута)
Вооружение: ракетный комплекс Д-2 («Хотел I») с тремя ракетами Р-13 (SS-N-4) или ракетный комплекс Д-4 21 («Хотел II») с тремя ракетами Р-21 (SS-N-5 Сарк»)
Радиоэлектронное вооружение: РЛС освещения надводной обстановки «Снул трей», ГАС «Геркулес», ГАС «Феникс»
Экипаж: 104 человека.

В документах НАТО за первыми советскими атомными подводными лодками с баллистическими ракетами проекта 658 закрепилось обозначение «Хотел». Первая лодка этого типа была заложена 17 октября 1958 г., всего же с 1960 по 1962 г. в Североморске было завершено строительство восьми подводных лодок этого типа. Все они были выведены из боевого состава флота между 1988 и 1991 гг. Они несли по три ядерные ракеты Р-13 (западное обозначение - SS-N-4), установленные вертикально. Размещение ракет длиной около 12 м (40 футов) повлекло за собой необходимость иметь выступ на киле лодки за боевой рубкой.

Согласно последующим стандартам, ракета имела очень малый радиус действия - 650 км (404 мили), поэтому подводные лодки, покидая базы в Баренцевом море, были вынуждены пересекать Атлантику для того, чтобы создать угрозу Америке. Пуск ракет осуществлялся в надводном положении, полное использование боекомплекта в три единицы занимало 12 минут. В 1965-1970 гг. на лодках этого типа были установлены ракетные комплексы Р-21 (SS-N-5 «Сарк») радиусом действия 1400 км (870 миль).


  подводная лодка проект 658  

На подводных лодках К-55 и К-178 были демонтированы ракетные комплексы, и до вывода из боевого состава флота они несли службу на Тихоокеанском флоте. На К-145 в 1969-1970 гг. проводились базовые работы по переустановке ракетного комплекса, но только через шесть лет после этого она вступила в строй. Ее корпус был удлинен на 13 м (43 фута), и лодка получила возможность нести БРМБ Р-29 (по классификации НАТО — SS-N-8 «Софлай») К-40 в 1977 г. была переоборудована в лодку связи (СССР нуждался в станциях ВЧ связи по всему миру и обеспечивал ретрансляцию команд через корабли управления).


  Подводная лодка класса Hotel  
1 - торпедный отсек; 2 - жилой и аккумуляторный отсек; 3 - центральный пост; 4 - ракетный отсек; 5 - дизель-генераторный отсек; 6 - реакторный отсек; 7 - турбинный отсек; 8 - электромоторный отсек; 9 - отсек вспомогательных механизмов; 10 - кормовой отсек.

К-19 приобрела самую скверную репутацию из всех советских атомных подводных лодок и стала называться среди подводников Хиросимой: последовавшие одна за другой поломки реактора на лодке привели к облучению двух экипажей. Первая катастрофа произошла 4 июля 1961 г., когда была обнаружена течь реактора. Несколько членов экипажа вошли в зараженные отсеки для ремонта, зная, что обрекают себя на верную смерть. Однако ремонт оказался невозможным, экипаж с лодки сняли, а ее саму отбуксировали в порт. Восемь человек умерли от радиоактивного поражения вскоре после аварии, уровень раковых заболеваний среди их товарищей был чрезвычайно высок.

Реактор на К-19 был заменен в 1962 - 1964 г.г. , но 4 февраля 1972 г. во время патрулирования в районе о. Ньюфаундленд на К-19 возник пожар. Более 30 судов было привлечено к спасению лодки, однако борьба с пожаром стоила жизни 28 членам их экипажей. Киноверсия этой вызывающей суеверный страх истории вышла в 2002 г. («К-19» компании «Видомейкер»). Злополучная лодка в итоге была удостоена награды в 1991 г. Единственная лодка типа «Хотел III» была перевооружена в 1969-1970 гг. шестью пусковыми установками для испытания новых ракет Р-29 (SS-N-8 «Софлай»).

Смотрите на нашем сайте: