Боевые аэросани НКЛ-26

Климатические особенности северных районов СССР с сохраняющимся в течение длительного времени снежным покровом способствовали широкому применению аэросаней для перевозки почты, пассажиров и грузов. В предвоенные годы для этих целей конструктором М. Андреевым были разработаны и выпускались аэросани ОСГА-4 и ОСГА-6.

Положительный опыт использования аэросаней в ходе финской кампании 1939–1940 гг. привел к созданию аэросаней, способных не только выполнять транспортировку грузов, но вести разведку и участвовать в боевых действиях. Такие аэросани были разработаны М. Андреевым и приняты на вооружение Красной Армии под обозначением «Боевые аэросани НКЛ-26».

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные — от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

В задней части аэросаней был установлен пятицилиндровый звездообразный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 100 л. с., который позволял аэросаням развивать скорость до 75 км/ч.
Расположенный рядом с двигателем бензобак вмещал 140 литров бензина, что обеспечивало запас хода по снежной целине 100 км, а по проселочной дороге с плотным снежным покровом — до 175 км. Аэросани передвигались на четырех деревянных лыжах, прикрепленных к корпусу с помощью независимой подвески с использованием спиральных пружин. Рулевое управление было тросовым с приводом как на передние, так и на задние лыжи.

Компоновочная схема аэросаней НКЛ-26: 1 - передняя лыжа; 2 - полуось; 3 - корпус; 4 - фара освещения; 5 - броневой лист; 6 - смотровой лючок; 7 - створка люка с щелевой прорезью; 8 - кольцо турели; 9 - пулемёт; 10 - броневой щит на поворотной турели; 11 - основной топливный бак; 12 - заправочная горловина бака; 13 - подкосы моторной рамы; 14 - капот мотоустановки; 15 - резервный топливный бак; 16 - съёмный масляный бак; 17 - магнето зажигания; 18 - воздушный винт; 19 - выхлопной патрубок; 20 - двигатель; 21 - подмоторная рама; 22 - стартёр; 23 - подогреватель воздуха на входе в карбюратор; 24 - ограждение воздушного винта; 25 - задняя амортизационная стойка; 26 - задняя полуось; 27 - кабанчик лыжи; 28 - тормозной механизм; 29 - задняя лыжа; 30 - аккумуляторная батарея; 31 - тяга управления, задняя; 32 - лента крепления бензинового бака; 33 - ложемент бака; 34 - сошка главного вала управления; 35 - тяга управления, передняя; 36 - дверь кабины; 37 - амортизационная стойка; 38 - узел крепления полуоси

Боевые аэросани НКЛ-26 состояли на вооружении батальонов аэросаней. Наряду с ними использовались и транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 без бронирования и вооружения. В десантном отделении этих саней могли разместиться четыре вооруженных солдата или соответствующий груз.
В теплое время года лыжи на аэросанях могли быть заменены на колеса, что превращало НКЛ-26 в легкий бронеавтомобиль. Максимальная скорость движения при этом существенно снижалась.

Технические данные НКЛ-26
Масса: 1260 кг;
Экипаж: 2 человека;
Длина: 5500 мм;
Ширина: 2800 мм;
Высота: 1950 мм;
Тип двигателя: карб. М-11Г;
Мощность двигателя: 100 л. с.;
Скорость по шоссе: до 75 км/ч;
Запас хода по шоссе: 175 км;
Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ;
Боекомплект: 1000 патронов;
Бронирование: до 10 мм


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика