Подводная лодка И. Ф. Александровского

Подводная лодка, изобретенная русским инженером Иваном Федоровичем Александровским в 1866 году, стала первой в отечественном флоте подводной лодкой с механическим приводом. Лодка водоизмещением 352 тонны имела железный корпус с толщиной обшивки 9–12 миллиметров, смотровую рубку с иллюминаторами, две пневматические машины, два винта, вертикальный и кормовые горизонтальные рули. Впервые сжатый воздух использовался для продувания 11-тонной цистерны главного балласта.

Лодка была оснащена единой для надводного и подводного хода двухвальной энергетической установкой, состоявшей из двух пневматических двигателей мощностью 117 лошадиных сил каждый с приводом на свой гребной винт. Запас сжатого воздуха хранился в 200 баллонах — по расчету Александровского, данное количество должно было обеспечить плавание подлодки в течение трех часов. Поперечные сечения подводной лодки имели форму обращенного вершиной вверх треугольника с выпуклыми сторонами. Такую форму корпуса изобретатель предложил для замедления погружения.

Александровский впервые в России использовал на своей подлодке магнитный компас. Для исключения влияния окружающего железа компас расположили в носовой части судна, изготовленной из красной меди. Лодка была оснащена двумя связанными между собой тросами плавучими минами; всплывая, мины должны были охватывать киль корабля противника. Взрыв осуществлялся электрическим током от батареи гальванических элементов после того, как подлодка отходила на безопасную дистанцию от объекта атаки.

Летом 1866 года подлодку начали испытывать в Кронштадте. Из-за недостатков, выявившихся в ходе испытаний, она испытывалась шесть лет, в течение которых в конструкцию были внесены существенные изменения. Но некоторые недостатки устранить не удалось. Скорость подлодки в подводном положении не превышала 1,5 узла, а дальность плавания составляла около 3 миль. Подводную лодку Александровского приняли в казну и зачислили в минный отряд. Однако вскоре было вынесено решение о ее непригодности для военных целей и нецелесообразности проведения дальнейших работ по устранению недостатков.

Технические характеристики подводной лодки Александровского
Длина, м: 33 (108 фут);
Ширина наибольшая, м: 3,66 (12 фут);
Высота носовой части с площадкой для входного люка, м: 5,5 (18 фут);
Глубина в трюме (высота), м: 3,66 (12 фут);
Полная высота от киля до верха рулевой башни, м: 6,7 (22 фут);
Длина площадки, м: 3,66 (12 фут);
Ширина площадки, м: 1,52 (5 фут);
Водоизмещение, т: 355-363;
Мощность двигательной машины, действующей сжатым воздухом, л. с. : 400;
Скорость подводного хода, верст/час: до 10;
Время работы двигательной машины до полного израсходования воздуха, час: 8;
Дальность плавания подводным ходом, миль: до 30;
Запас сжатого воздуха, куб. футов при 85 атм.: 16000 (1360000 куб. фут. при 1 атм.);
Давление воды, которое может выдержать лодка, атм.: до 10;
Команда, чел.: 15-20


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика