Мотоброневагон (МБВ) завода имени С. М. Кирова

В 1930 году на заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде родилась идея моторного броневого вагона, который бы не уступал по огневой мощи, а по маневренности и защищенности превосходил бронепоезда, имевшиеся в то время на вооружении Красной армии.
Работами по конструированию моторной установки, трансмиссии, ходовой системы, электрооборудования, вооружения и броневой защиты руководил крупнейший специалист отечественного танкостроения О. Иванов, а исполнителями были С. Богомолов, К. Кузьмин. П. Михайлов, П. Сосов, Л. Сычев, С. Федоренко. В конструкции использовались узлы среднего танка Т-28. В трех башнях, расположенных в два яруса, были установлены 76,2-мм пушки ПС-3 образца 1927/32 года. Секторы обстрела для первой, второй и третьей башен составляли соответственно 280, 318 и 278°. Наведение по вертикали — от -5 до +25°.


Справа от пушки во всех башнях и в кормовых нишах второй и третьей башен в шаровых опорах были установлены пулеметы ДТ, еще один располагался в шаровой опоре в корме мотоброневагона. Кроме того, в бортах корпуса имелись четыре пулемета «максим», по два на борт. Сектор обстрела для пулеметов ДТ (при неподвижных башнях) составлял по горизонту от 30 до 17° по вертикали — от -40 до +50°. Боекомплект мотоброневагона вполне обеспечивал его автономную боевую деятельность и составлял 365 артиллерийских выстрелов, к пулеметам ДТ - 174 магазина (10962 патрона), к пулеметам «максим» — 48 коробок по 250 патронов и 20 коробок по 500 патронов (22000 патронов).

Для ведения прицельного огня из пушек в башнях имелись танковый перископ ПТ-1 образца 1932 года и телескопический прицел ТОД образца 1930 года. Привод механизма поворота башен был электрический с ручным дублированием, подъемный механизм — ручной. Для управления огнем использовались три прибора ТПК, стереотруба и дальномер, а наблюдение за полем боя осуществлялось через четырнадцать триплексов.
Корпус мотоброневагона изготавливался из катаных броневых листов, соединенных сваркой. Толщина борта корпуса — 16-20 мм, рубки — 20 мм, крыши — 10 мм, башен — 20 мм. Бортовые листы корпуса располагались под углом 10 градусов к вертикали.


1 — пулемет кормовой; 2 — дверь для посадки пулеметчика; 3 — башни орудийные; 4 — рубка; 5 — башенка с дальномером; 6 — дверь для посадки экипажа; 7 — кожух фары; 8 — люк для доступа к двигателю; 9 — люк с жалюзи для воздуха притока; 10 —бортовая установка пулемета «максим» (4 шт.); 11 — люк над прожекторным отсеком; 12 — антенна; 13 — люк над отсеком с зенитно-пулемётной установкой; 14 — решетка люка над радиатором; 15 — лючок над стереотрубой; 16 — тележка ведущая; 17 — тележка поддерживающая.

Внутри вагона имелись отделения управления (в средней части под рубкой), боевое (под каждой башней, включая счетверенную зенитную пулеметную установку «максим», расположенную перед рубкой), силовое (в кормовой части) и силовой передачи (между силовым и боевым отделениями). Управление броневагоном и его вооружением, а также их обслуживание осуществлялось экипажем в составе 40 человек.
Перед Великой Отечественной войной моторный броневой вагон приняли на вооружение. Было изготовлено несколько образцов, которые входили в состав дивизионов бронепоездов, структурно подчиненных командованию бронетанковых и механизированных войск Красной армии. На некоторых образцах устанавливались башни танка Т-34 и дизели В-2.

Основные характеристики Мотоброневагона (МБВ)
Боевая масса, т: 80;
Вес прицепного состава, т: 120;
Тип двигателя: V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения М17-Т;
Максимальная мощность, л. с.: 500;
Запас горючего: 700 литров;
Максимальная скорость, км/час: 120;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 20; лоб башни – 20; борт корпуса - 16-20; борт башни - 16-20;
Команда, чел.: 40;
Вооружение: 3 x 76,2-мм танковые пушки; 4 x 7,62- мм пулемета «Максим» в шаровых установках; 4 x 7,62-мм счетверённых установок пулемётов «Максим»; 8 x 7,62- мм пулеметов ДТ;
Боекомплект, шт.: 385 76,2-мм снарядов; 10962 7,62-мм патронов к пулемётам ДТ; 22000 7,62-мм патронов к пулемётам «Максим»;
Средства связи: внутренняя - телефон на 6 точек; внешняя - радиостанция 71-ТК-1 и включение в телефонную линию



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.