Экспериментальный конвертоплан Bell XV-3

С целью получить летательный аппарат, совмещающий особенности вертолета и самолета, предпринимались многочисленные попытки создания прообразуемых винтокрылых летательных аппаратов с поворотными винтами, получивших название конвертопланов.
Конвертопланы имели такую же компоновку, как и обычные самолеты. Наиболее простая компоновка достигалась при расположении винтов на концах крыльев: при повороте винтов конвертоплан становился подобен вертолету двухвинтовой поперечной схемы. При вертикальном взлете поток от винтов затормаживался, обдувая крыло, что создавало потерю в тяге винтов.


Фирмой «Bell» в течение многих лет проводилась большая научно-исследовательская и экспериментальная работа в области создания конвертопланов под руководством конструкторов Артура Янга и Бертрана Келли, а затем и Роберта Лихтена. На проведенном армией США в 1950 г. конкурсе на лучший проект самолета для фронтовой разведки и спасательной службы фирмой «Bell» был представлен проект конвертоплана с поворотными винтами. Из 17 рассмотренных проектов были выбраны три проекта винтокрылых аппаратов, в том числе и проект конвертоплана фирмы «Bell». По итогам конкурса армией и ВВС США в 1951 г. был заключен контракт с фирмой «Bell» на постройку двух экспериментальных конвертопланов и проведение их летных испытаний.

Постройка первого конвертоплана фирмы «Белл», получившего сначала обозначение ХН-33, а затем XV-3, затянулась и была закончена только в начале 1955 года. 10 февраля 1955 г. состоялась первая его официальная демонстрация, а 11 августа 1955 г. - первый вертикальный взлет и полеты на режиме висения, а затем переходы к горизонтальному полету с наклоном винтов до 15° (летчик-испытатель Флойд Карлсон). В последующих испытаниях 25 октября 1956 г. в полете на высоте 60 метров при наклоне винтов на 20° конвертоплан Bell XV-3 потерял управляемость из-за механической неустойчивости и упал, при этом летчик-испытатель Дик Стенсбери получил тяжелые повреждения, а конвертоплан был разрушен.


Дальнейшие летные испытания были продолжены в 1958 г. на втором конвертоплане Bell XV-3 сначала с двухлопастными винтами, затем с трехлопастными. Первый полный переход от вертикального взлета к горизонтальному полету с последующей вертикальной посадкой был совершен 18 декабря 1958 г. летчиком-испытателем Биллом Квинленом. В последующих полетах была достигнута скорость 212 км/ч на высоте 1220 м. В 1962 г. конвертоплан Bell XV-3 был передан для летных испытаний в НИЦ им. Лэнгли NASA, где успению летал на вертолетных режимах и совершал неполные переходы к самолетному режиму с наклоном винтов на 30 - 40°, летчик-испытатель Флойд Карлсон. Кроме того, конвертоплан Bell XV-3 испытывался на специальном стенде, на котором осуществлялся полный переход к самолетному режиму полета. Всего конвертоплан Bell XV-3 совершил более 250 полетов и выполнил 110 полных переходов, налетав 450 ч. В полетах достигались скорость 290 км/ч и высота 3660 м. Испытания были продолжены в 1965 г. в аэродинамической трубе НИЦ им. Лэнгли, однако были прекращены из-за отрыва гондолы с винтом и повреждения конвертоплана.

Конвертоплан Bell XV-3 представляет собой моноплан с одним ПД, двумя поворотными винтами и полозковым шасси.
Фюзеляж конвертоплана Bell XV-3 имеет хорошие аэродинамические формы. В носовой части расположена кабина с большой площадью остекления, в которой размещаются летчик, второй летчик или наблюдатель и двое пассажиров, или раненый на носилках с санитаром.
Крыло конвертоплана Bell XV-3 прямое, средне-расположенное, имеет сравнительно небольшую площадь, так как рассчитано для создания подъемной силы только на крейсерской скорости. На концах крыльев размещаются небольшие гондолы с поворотными винтами. Обшивка носка крыла может сниматься для доступа к валам трансмиссии. На крыле имеются элероны и выдвижные закрылки.


Хвостовое оперение конвертоплана Bell XV-3 выполнено, как у обычных самолетов, с большим по площади вертикальным оперением, с рулем направления, на киле установлен стабилизатор размахом 4 м с рулями высоты.
Шасси полозковое, имеет очень простую конструкцию, колея шасси 2,8 м.
Винты конвертоплана Bell XV-3 трехлопастные, диаметром 7,2 м, установлены в гондолах на концах крыла. Втулки винтов имеют пересекающиеся вертикальные и горизонтальные шарниры, расположенные на 0,44 м (0,12R) от оси вращения, и компенсаторы взмаха. Втулки винтов закрыты обтекателями. Цельнометаллические клееные лопасти имеют прямоугольную форму в плане и геометрическую крутку 20°.
Винты приводятся во вращение от звездообразного поршневого двигателя воздушного охлаждения Пратт-Уитни R-985 мощностью 450 л. с., установленного в центральной части фюзеляжа. Из-за недостаточной мощности двигателя максимальная скорость была ограничена до 280 км/ч, достижение большей скорости было возможно только при установке более мощного двигателя; предполагалось установить двухвальный ГТД Лайкоминг Т-53 мощностью 825 л. с.

На вертолетных режимах конвертоплан Bell XV-3 управляется, подобно вертолету поперечной схемы, благодаря управлению циклическим и общим шагом несущих винтов, а на самолетных режимах - подобно самолету. При переходе от вертолетного режима к самолетному винты наклоняются на 90° с помощью червячной передачи от электромоторов. Процесс перехода занимает 15 - 20 с. Конвертоплан может продолжать полет при любом промежуточном положении винтов во время перехода.
Армия и ВВС США возлагали большие надежды на развитие конвертоплана Bell XV-3, считая, что он является наиболее подходящим для разведки, спасательной службы и связи.


Характеристики конвертоплана Bell XV-3
Размах крыла, м: 9,5;
Длина фюзеляжа, м: 9,4;
Высота, м: 4,2;
Площадь крыла, м2: 10,8;
Диаметр поворотных винтов, м: 7,62;
Ометаемая площадь, м2: 2x45,6;
Двигатель: 1 x ПД Пратт-Уитни R-985, взлетная мощность 450 л.с.;
Максимальная скорость, км/ч: 280;
Взлетная масса, кг: 2180;
Масса пустого, кг: 1630;
Емкость баков, л: 380


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.