Японские сверхмалые подводные лодки «Ko-Hyoteki»

Работы над сверхмалыми подводными лодками начались в Японии в 1933 г. В соответствии с планами Генерального штаба сверхмалые подводные лодки (СМПЛ) предполагалось использовать для атаки вражеских баз и якорных стоянок. К месту проведения операции они должны были доставляться на специализированном корабле-носителе или подводной лодке. В условиях строжайшей секретности две экспериментальных СМПЛ были построены в 1934 г. Для сокрытия истинного назначения лодок их официально классифицировали как «лодки-мишени» (A-Hyoteki). По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развернуто серийное строительство СМПЛ под обозначением «Ko-Hyoteki». В качестве кораблей-носителей тогда же оборудовали авиатранспорты «Chiyoda» и «Chitose», а также подводные лодки типа «Hei-Gata».

При проектировании сверхмалых подводных лодок основной упор делался на достижение высокой подводной скорости. Для этого на них установили мощный (для столь небольшого корабля) электродвигатель, а корпусу придали обтекаемую веретенообразную форму. Основным оружием сверхмалых подводных лодок «Ko-Hyoteki» были два 457-мм торпедных аппарата, размещенных в носу один над другим.
Сверхмалые подводные лодки «Ko-Hyoteki» представляли из себя однокорпусные подлодки со сварным корпусом толщиной от 2,6 до 8 мм длиной 24 метра. Водоизмещение «Ko-Hyoteki» было равным 46 тоннам. Между отсечные переборки имели толщину 1,2 мм, не были водонепроницаемыми. Максимальная безопасная глубина погружения составляла 100 метров. Несмотря на довольно маленькие размеры, СМПЛ вооружалась двумя торпедами «Тип 97» по 457 мм каждая. Взрывная сила каждой торпеды была равно 300 кг тротила. Так же в рубке был специальный заряд для осуществления суицида с попутным подрывом вражеского корабля. В корме располагался электродвигатель в 600 л. с. Остальное пространство занимал отсек с аккумуляторами позади командирского пункта и 2 члена экипажа. При всем этом в подводном положении СМПЛ могла преодолеть расстояние в 18 миль на своей максимальной скорости в 19 узлов. Над водой подлодка развивала скорость в 23 узла.

Сверхмалые подводные лодки «Ko-Hyoteki» принимали непосредственное участие в нападении на Перл Харбор. Можно с уверенностью сказать, что нападение на Перл Харбор началось именно с СМПЛ «Ko-Hyoteki», т. к. в 3 ч. 42 мин. утра была замечена первая подлодка. Это сообщение было передано на патрулировавший эсминец «Ward». Через 2 часа, в 5 ч. 45 мин. поступает еще одно сообщение, что перед входом в порт замечена минисубмарина. Только со второго выстрела подлодка была сбита. Другая «Ko-Hyoteki» косвенно вывела из строя эсминец «Monaghan», уже в самом порту. Выпустив обе торпеды, СМПЛ промахнулась. «Monaghan» открыл ответный огонь и пошел на таран. Эсминец протаранил подлодку и сбросил глубинные бомбы. Но из-за маленькой глубины, от взрыва, его корма резко поднялась и судно потеряло управление. На этом достижения японских СМПЛ закончилось. Третью подлодку выбросило на берег, четвертую, вероятно, потопил Крейсер «Сент-Луис». Судьба пятой окончилась на дне океана.

Основные характеристики «Ko-Hyoteki»
Экипаж, чел.: 2;
Водоизмещение, т: надводное - 46, подводное – 47;
Длина наибольшая (по КВЛ), м: 23,9;
Ширина корпуса наибольшая, м: 1,8;
Высота, м: 3;
Средняя осадка (по КВЛ), м: 1,9;
Силовая установка: 1 х электромотор, мощностью — 600 л. с. при 1800 об/мин;
Скорость, уз.: надводная – 23, подводная – 19;
Предельная глубина погружения, м: 30;
Автономность плавания, миль: 190 при скорости 2 узла, 80 при скорости 6 узлов, 18 при скорости 19 узлов;
Вооружение: 2 х 450-мм (17,7 дм) торпеды, в дульнозарядных ТА


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика