Колесная противотанковая САУ КСП-76 (ГАЗ-68)

После битвы на Курской дуге темпы наступления Красной Армии резко возросли, к тому же войска вышли в районы с лучшими дорожными условиями. Поэтому у конструкторов ГАЗа родилась идея создать в дополнение к САУ СУ-76М (ее серийный выпуск предполагалось освоить в Горьком взамен легкого танка Т-70), используя отдельные агрегаты ГАЗ-63 образца 1939 года, быстроходную колесную самоходку. Она могла быть использована в качестве подвижного средства огневой поддержки пехоты, для активной разведки боем и в качестве маневренного истребителя танков.
Работа над созданием колесной самоходной установки началась в 1943 г. Уже в конце года был создан деревянный макет. Весной 1944 г. появился опытный образец машины, которая получила наименование ГАЗ-68 или КСП-76.

При разработке колесной САУ КСП-76 (ГАЗ-68) использовались агрегаты двухтонного полноприводного автомобиля ГАЗ-63. Корпус машины был низким, открытым сверху. Углы наклона бронелистов были сделаны так, что защищали экипаж от крупнокалиберных бронебойных пуль и осколков. 76-мм пушка ЗИС-З размещалась максимально низко. Высота линии ее огня была на 0,7 м ниже, чем у СУ-76М. Горизонтальный угол обстрела орудия был равен 37°. Угол вертикальной наводки составлял от -3 до +15 градусов. С правой стороны от пушки находилось место водителя. Слева от пушки располагалось место командира-наводчика, который мог управлять огнем. Позади было место для заряжающего.

В кормовой части установки находился двигатель ГАЗ-11, который снабжался усиленной системой охлаждения. Радиатор был защищен броневыми щитками. С левой стороны от мотора, в специальных отсеках, располагались бензобак объемом 140 л и основная часть боекомплекта из 58 выстрелов. На четырех рессорах с гидроамортизаторами находились два ведущих моста ходовой части. Шины установки были пулестойкими. На шинах находились грунтозацепы.

16 декабря 1944 года КСП-76 поступила на Гороховецкий научно-испытательный артиллерийский полигон, где с 17 по 24 декабря прошла кратковременные испытания. В отчете об испытаниях отмечалось следующее:
«Бронекорпус одновременно служит и шасси, то есть подвеска колес осуществляется непосредственно к броне. Благодаря этому достигнут небольшой вес самохода — 5365 кг, небольшая высота линии огня — 1260 мм (на 0,7 м ниже, чем на СУ-76М) и высота всей установки 1560 мм, что делает самоходную пушку устойчивой, уменьшает габариты поражаемого пространства…»

Кучность боя на 500 и 1000 м не уступает табличной 76-мм пушки ЗИС-3. Стрельба с хода возможна, но неэффективна, с коротких остановок 15-20 с, эффективна (58,4% попаданий в цель размером 8?12 м).
Испытания машины позволили сделать вывод, что САУ КСП-76 обладает маневренностью и хорошей проходимостью. Установка была почти в 2 раза легче СУ-76М. Огневая мощь машины была такой же, как у СУ-76М. Установка легко двигалась по бездорожью. Однако серийное производство колесной САУ не было начато.

Тактико-технические характеристики КСП-76 (ГАЗ-68)
Экипаж 3 чел.
Масса 5,4 т
Длина 6,36 м
Высота 1,65 м
Ширина 2,05 мм
Броня лобовая 25—35 мм
Броня бортовая 10—16 мм
Максимальная скорость по шоссе 62,5 км/ч
Запас хода по шоссе 300 км
Вооружение пушка 1x76 мм ЗИС-3
Боекомплект пушки 58 выстрелов
Двигатель ГАЗ-11
Мощность двигателя 85 л. с.


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика