Сверхмалые подводные лодки проекта CB

Подводные лодки типа CB (итал. Sommergibili tascabil di Classe CB) это серия итальянских малогабаритных легких подлодок времен Второй Мировой войны созданных фирмой Caproni для защиты портов и других важных объектов.
Первым появился проект CA, не устроивший военных. Подлодки этого типа были неустойчивы и не могли использоваться для патрулирования прибрежных районов и защиты портов.

Подлодки проекта CB были построены по полуторакорпусной схеме. Прочный корпус лодки представлял собой два металлических цилиндра (основной имел больший диаметр, на нем сверху устанавливался менее крупный) с полусферами на торцах. На внешней поверхности прочного корпуса закреплялись различные узлы и детали, в том числе рули, небольшая рубка, гладкая «палуба» и торпедные аппараты. Общая длина подлодки, по проекту, достигала 15 м. Максимальная ширина равнялась 3 м, общая высота – 4,5 м. Нормальная осадка составляла 2,1 м. В надводном положении водоизмещение субмарины CB было 35,5-36 т. В подводном положении – 45 т.

В средней и кормовой части подлодки CB размещалась дизель-электрическая силовая установка. Основным ее элементом был дизельный двигатель фирмы Isotta-Frascini мощностью 90 л. с. Генератор дизеля был связан с электромотором марки Brown Bovery мощностью 60 л. с.
Экипаж подлодки типа CB состоял из четырех человек. Двое отвечали за управление лодкой и поиск целей, третий был мотористом, а четвертый управлял вооружением.

Субмарины CB несли две торпеды калибра 450 мм. Торпедные аппараты располагались за пределами корпуса, на боковой поверхности лодки. Для облегчения конструкции торпедные аппараты имели укороченный корпус.
Подводные лодки типа CB должны были одиночно и группами выходить в море и в течение нескольких дней патрулировать указанную акваторию, например район порта или военно-морской базы. В случае обнаружения вражеских подлодок следовало производить запуск торпед. Предполагалось, что подобная техника позволит обеспечить требуемый уровень защиты важных объектов с минимальными усилиями и без привлечения «полноценных» подлодок или крупных надводных кораблей.

Улучшенная мореходность в сочетании с достаточно высокой автономностью позволяла рассматривать подлодки CB не только в качестве средства защиты портов, но и как инструмент для проведения атак на сравнительно большом удалении от базы. Тем не менее, на практике этой возможностью не пользовались. Сверхмалые субмарины редко удалялись от базы более чем на 120-150 миль и находились в море более 4-5 суток.
В годы Второй мировой войны в реестре числились 22 подводные лодки, из них только 12 были построены до капитуляции Италии, 9 построены после капитуляции. Шесть из этих подводных лодок воевали против Черноморского флота СССР, из них четыре были позднее захвачены советскими войсками и получили индекс ТМ. После Второй мировой войны пять подводных лодок были переданы румынскому флоту.

Основные характеристики сверхмалых подводных лодок проекта CB:
Экипаж, чел.: 4;
Водоизмещение надводное, т: 36;
Водоизмещение подводное, т: 45;
Длина наибольшая (по КВЛ), м: 15;
Ширина корпуса наибольшая, м: 3;
Средняя осадка (по КВЛ), м: 2,1;
Силовая установка: дизель-электрический двигатель Isotta Fraschini (90 л. с.) и электромотор Brown Boveri;
Скорость, узлов: надводная – 7, подводная – 5;
Предельная глубина погружения, м: 55;
Автономность плавания, миль: 1400;
Вооружение: 2 торпедных аппарата калибром 450 мм


 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика