Тральщики - искатели мин типа «Сэндаун» (Sandown)
Великобритания 
  Тральщики - искатели мин типа Сэндаун  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Сэндаун» (Sandown)
Водоизмещение: 450 т. стандартное, 484 т. полное.
Размерения: длина 52,5 м, ширина 19,5 м, осадка 2,3 м
ЭУ: двухвальная дизельная (два двигателя 6RP200Е/M фирмы «Паксман Валента») мощностью 1523 л. с.
Скорость хода: 13 уз.
Дальность плавания: 2900 миль при 12 уз.
Вооружение: одноорудийная 30-мм АУ; система дистанционного уничтожения мин RCMDS Mk 2 с двумя дистанционно-управляемыми подводными аппаратами РАР 104 Mk 5 (два проводных резака и 100-кг фугасный заряд на каждом).
РЭВ: навигационная РЛС «Кельвин Хьоз 1007»; БИУС «Наутис-М»; ГАС ПГП тин 2093 с пятью антенными решеткам).
Экипаж: 34 человека (плюс шесть запасных коек).
  Тральщики - искатели мин класса Сэндаун  

   Противоминная флотилия британского флота подразделяется на три эскадры, базирующиеся в ВМБ Портсмут (1-я и 2-я) и Фаслейн (3-я). Решение о строительстве кораблей типа «Сэндаун» было принято в 1984 году. Как специализированные искатели мин (по классификации НАТО SRMH -Single-Role MineHunter) они предназначались исключительно для поиска и нейтрализации мин и потому оказались дешевле в постройке и эксплуатации, чем многоцелевые минно-тральные корабли типа «Хант», которых они и дополнили в составе флота. Первый корабль этого типа, спроектированный компанией «Воспер Торникрофт», был заказан в 1985 году, а заказы еще четырех последовали в 1987-м. Последняя серия из семи кораблей должна была быть заказана в 1990 году, однако сроки заказа дважды переносились по якобы «экономическим» (инспирированным политиками) соображениям, и он состоялся только в 1994-м.
    Все корабли были построены компанией VT Group (бывшая «Воспер Торникрофт») в г. Вулстон и вошли в состав флота в период с июня 1989 до середины 2002 года. Корабли последней постройки имеют главные гребные винты большего диаметра, оборудованы усовершенствованной декомпрессионной камерой на двух человек (обслуживающей команду водолазов) и оснащены более мощным краном (которым переоснащались и корабли более ранней постройки) для перемещения аппаратов системы нейтрализации мин.
    Корабли типа «Сэндаун» способны вести поиск и уничтожать мины на больших глубинах и в открытом море. Корпус выполнен из стеклопластика, и были приняты все меры, чтобы минимизировать магнитное поле этих кораблей: даже ведра у них на борту были из немагнитных материалов. Кроме обычного трала, который протаскивается в воде и детонирует мины, корабли типа «Сэндаун» используют СНЧ/СВЧ минно-поисковую ГАС (типа 2093 ПГП с пятью антенными решетками, опускаемую из камеры в корпусе), а затем могут применять два подводных аппарата с дистанционным управлением РАР104 Mod 5 (система RCMDS 2) для уничтожения мин фугасными зарядами. Спуск на воду и подъем аппаратов системы RCMDS (Remote Control Mine Disposal System) осуществляется с помощью специального крана.
    Корабли этого типа получили следующие названия: «Сэндаун», «Инвернесс», «Уолни», «Бридпорт», «Пейзане», «Пембрук», «Гримсби», «Бангор», «Рамси», «Блайт» и «Шорзм». Благодаря носовым и поворотным подруливающим устройствам каждый корабль способен маневрировать с высокой точностью.

   

   В период с 1991 по 1997 год три аналогичных корабля были поставлены Саудовской Аравии в соответствии с заказом, размещенным в ноябре 1988 года. Эти корабли получили названия «Аль-Джавф», «Шакра» и «Аль-Хардж», а их спаренные 30-мм АУ «Эмерлек» примерно аналогичны по своим возможностям одноору-дийным АУ, установленным на британских ТЩИМ.
    В 1989 году Испания подписала соглашение о передаче ей технологии строительства модифицированного варианта кораблей типа «Сэндаун» по проекту испанской фирмы «Базан» (в настоящее время «Изар», г. Картахена). Первые четыре в предполагаемой серии из 12 кораблей были заказаны в 1993 году и переданы флоту в 1999-2000 годах. Еще два корабля были заказаны в 2001 году и переданы флоту в 2003-2004-м.
    Тральщик «Кромер» был выведен из боевого состава в 2001 году, всего после 10 лет службы, и в 2002-м переоборудован в учебный корабль (на приколе) Британского королевского военно-морского колледжа (г. Дортмут). После переоборудования в плавучие учебные классы корабль был переименован в «Хиндус-тан» (традиционное название учебных кораблей колледжа с 1864 года).