Морские тральщики типов «Натя-1» и «Натя-2»
СССР 
  Морские тральщики типов Натя-1  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Натя-1»
Водоизмещение: 650 т. стандартное, 804 т. полное.
Размерения: длина 61 м, ширина 10,2 м, осадка 3 м.
ЭУ: двухвальная дизельная (два двигателя М-504) мощностью 5003 л. с.
Скорость хода: 16 уз.
Вооружение: на большинстве кораблей две счетверенные ПУ для 18 ЗУР SA-N-5/8 «Grail»/«Gremlin», две спаренные или две шестиствольные 30-мм ЗАУ и две спаренные 25-мм ЗАУ, две 250-мм противолодочные пятиствольные РБУ-1200, 62 глубинные бомбы и 10 мин.
РЭВ: РЛС - навигационная «Дон-2» или «Low Trough», управления стрельбой ЗАУ «Drum Tilt»; системы опознавания «свой - чужой» - две «Square Head» и одна «High Pole В»; активная минно-поисковая ГАС МГ-79/89; противоминное вооружение - один или два контактных трала ПСГ-2, один акустический трал АТ-2 и один магнитный ТЭМ-З.
Экипаж: 67 человек.
  Морские тральщики типов Натя-2  

   Впервые появившиеся в 1970 году, корабли типа «Натя-1» (Natya по классификации НАТО, по советской - проект 266М «Аквамарин») с алюминиево-стальным корпусом числились в советском ВМФ как морские тральщики и стали преемниками кораблей типа «Юрка». Суда строились в Колпино и Хабаровске в 1969-1982 годах. Их первоначальное стандартное оснащение включало две жесткие тралбалки в корме, замененные впоследствии на шарнирные гидравлические балки, служащие для того, чтобы выбирать тральный привод и поднимать буксируемые минно-тральные устройства через кормовую рампу. Тральщики типа «Натя-1» вооружены двумя пятиствольными пусковыми установками ракет ПЛО РБУ-1200 для решения задач противолодочного патрулирования прибрежной зоны. На большинстве из них были также установлены две счетверенные ПУ ЗУР SA-N-5/ 8 «Grail»/«Gremlin» (сразу позади решетчатой мачты), а на других - еще одна навигационная РЛС над рулевой рубкой.

  Морские тральщики типов Natya  

   В 1980 году был построен единственный корабль типа «Натя-2» с алюминиевым корпусом, удлиненной надстройкой и поперечным вырезом по мидель-шпангоуту для размещения 1,5-м оболочки. Он служил для проведения исследований и испытаний новой техники.
    Тральщики типа «Натя-1» поставлялись на внешний рынок в несколько упрощенном исполнении и в умеренном количестве. Они поставлялись в Индию (12 в 1978-1988 годах), Йемен (один в 1991 году), Ливию (восемь в 1981-1986-м), Сирию (один в 1985-м) и Эфиопию (до 23 кораблей, в т. ч. один в 1991 году). В российском ВМФ действовали 10 уцелевших кораблей, главным образом в своих территориальных водах, но тральщики этого типа отмечались также в Средиземном море, в Индийском океане и у Западного побережья Африки.