Фрегаты УРО типа «Альваро де Базан» (Alvaro de Bazan)
Испания 
  Фрегаты УРО типа Альваро де Базан  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Альваро де Базан» (Alvaro de Bazan)
Водоизмещение: 5853 т. полное.
Размерения: длина 146,7 м, ширина 18,6 м, осадка 4,9 м.
ЭУ: двухвальная комбинированная типа C0D0G (два газотурбинных двигателя LM 2500 компании «Дженерал электрик» мощностью 47 238 л. с. и два дизеля фирмы «Базан» по лицензии американской компании «Катерпиллер» мощностью 12 240 л. с.).
Скорость хода: 28 уз.
Вооружение: восемь ПКР «Гарпун» Block II, УВП Мк 41 (32 ЗУР «Стандарт» SM-2MR и 64 ЗУР «Усовершенствованный Си Спэрроу»); одна 127-мм АУ Мк 45, одна 20-мм АУ фирмы «Базан», две 20-мм ЗАУ «Эрликон»; два двухтрубных неподвижных 323-мм ТА Мк 32 (24 торпеды Мк 46), два бомбомета; один вертолет SH-60B «Сихок» системы LAMPS III.
РЭВ: многофункциональная система AEGIS Baseline 5 Phase III компании «Локхид»; системы автоматизированной передачи данных «Линк-11/16», станция спутниковой системы связи, АСБУ MCCIS; РЛС 0НЦ SPS-67, две РЛС управления стрельбой SPG-62; система обмена данными с вертолетом SQR-4, низкочастотный ГАК DE 1160 LF, буксируемая ГАС ATAS.
Экипаж: 250 человек (35 офицеров).
  Фрегаты УРО типа Альваро де Базан  

   В начале 1980-х годов ВМС Испании осознали необходимость наличия в своем составе многоцелевых фрегатов для выполнения эскортных функций. В 1983 году Испания решила принять участие в разработке перспективного фрегата NFR-90. Проектом предусматривалось создание единого для восьми стран НАТО корабля. Однако в 1989 году проект был прекращен в связи с тем, что страны-участники не смогли выработать общую точку зрения на этот корабль. Поэтому Испания самостоятельно разработала проект фрегата типа F-100. Он предназначен для охраны экспедиционных сил, обеспечения ПЛО и ПВО в дальней зоне, а также борьбы с крылатыми ракетами. Кроме того, эти фрегаты могут действовать в качестве штабного корабля, для чего они оснащены соответствующим оборудованием.
Проект фрегата F-100 отражает желание Испании иметь высокотехнологичный корабль, в котором в максимальной степени будут применены достижения национальной экономики. Это позволило бы ВМС Испании самостоятельно определять, выбирать и модернизировать корабельные системы оружия. В 1994 году Испания подписала соглашение с Германией и Нидерландами о совместной работе над проектом F-100. Однако, в отличие от проекта NFR-90, это соглашение касалось только стадии проектирования самого корабля, но не его строительства или установки необходимого вооружения.
    Полностью этот тип кораблей войдет в боевой состав к 2006 году. Все четыре корабля будут построены на верфях испанской компании «Изар». Головной корабль, «Альваро де Базан», был спущен на воду в октябре 2000 года и передан флоту в сентябре 2002-го. Второй фрегат, «Альмиранте Дон Хуан де Бурбон», спущен на воду в 2002-м, а еще два, «Бласде Пезо» и «Мендес Нуньес», заложены в марте 2002-го и июне 2003-го.
    Основой комплекса вооружения корабля является многофункциональная система AEGIS с РЛС SPY-1D американской компании «Локхид-Мартин нэйвл электронике», стоящая на вооружении ВМС США. Эта система обеспечивает обнаружение и сопровождение воздушных, надводных и подводных целей. Ее основой является вычислительный комплекс AN/UYK-43/44, который осуществляет обработку поступающих данных и выдачу целеуказаний системам боевого управления и управления оружием. С помощью многофункциональной РЛС AN/SPY-1 система AEGIS может одновременно сопровождать сотни целей и наводить на них оружие. Для обнаружения надводных целей AEGIS задействует РЛС AN/SPS-67G/H производства компании «Нортроп-Грумман Норден системз». Кроме того, для связи с другими кораблями фрегаты этого типа оснащены системой закрытой передачи данных «Линк-11».

  Фрегаты УРО типа Alvaro de Bazan  

    Комплекс вооружений фрегата типа F-100 усилен ПКР «Гарпун» компании «Боинг». Эти ракеты с активным радиолокационным и инфракрасным наведением имеют дальность полета 120 км и ГЧ массой 220 кг. ПВО корабля обеспечивают ЗУР «Усовершенствованный Си Спэрроу» (ESSM - Evolved Sea Sparrow Missile), созданные консорциумом компаний во главе с «Рэйтеон». Зональную ПВО обеспечивают ЗУР «Стандарт» SM-2MR этой же компании, которые также управляются системой AEGIS. Ракеты SM-2MR поражают воздушные цели на удалении до 70 км со скоростью М = 2,5. На фрегатах также установлена 127-мм АУ Мк 45 фирмы «Юнайтед дифенс» для ведения огня по надводным и наземным целям. Управление огнем осуществляет комбинированная радиолокационная/оптоэлектронная система «Дорна», которая включает в себя РЛС К-диапазона, ИК-датчик, ТВ-камеру и лазерный дальномер. ПВО корабля обеспечивают также 20-мм ЗАК ближнего действия «Мерока-2В» фирмы FABA. Для борьбы с ПЛ на фрегатах имеются два двухтрубных ТА Мк 32 и малогабаритные противолодочные торпеды Мк 46.
    Обнаружение ПЛ осуществляется с помощью активно-пассивного ГАК DE 1160 компании «Рэйтеон». В состав средств противодействия корабля входят четыре ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC фирмы «Сиппикэн-Хайкор» и комплекс гидроакустического противодействия SLQ-25 «Никси».
    На фрегатах этого типа имеется вертолетная площадка длиной 26,4 м для вертолета SH-60B «Сихок» системы LAMPS Mk III компании «Сикорский». Для ВМС Испании заказано шесть таких машин, получивших испанское обозначение HS.23. Первый вертолет поступил в декабре 2001 года. Вертолеты оснащены ИК-системой переднего обзора и вооружены ПКР «Хеллфайр». Для поиска ПЛ они могут применять гидроакустические буи AN/SQQ-28.
    В августе 2002 года ВМС Испании объявили о своем намерении приобрести у компании «Нортроп-Грумман» беспилотные летательные аппараты «Файрскаут», которые помогут улучшить целеуказание при нанесении ударов по наземным целям.