АПЛ типа «Сивулф» (SSN-21)
США 
   подводная лодка типа Сивулф  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Сивулф»
Водоизмещение: надводное 8080 т.; подводное 9142 т.
Размерения: длина 107,6 м. (353 фута); ширина 12,9 м. (42 фута 4 дюйма); осадка 10,7 м. (35 футов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением S6W, питающий паровые турбины, передающие вращательный момент мощностью 38 770 кВт (52 000 п.с.) на один водометный движитель.
Скорость: надводного хода 18 уз., подводного хода 35 уз.
Глубина погружения: 487 м. (1600 футов)
Вооружение: восемь 26-дюймовых (660-мм) торпедных аппаратов для 50 крылатых рекет «Томагавк», торпед Мк 48 ADCAP или 100 мин.
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, ГАК BQQ-5D с размещенными в носовой сфере активным и пассивными акустическими антеннами буксируемые гидрофоны ГАС ведения наблюдения и разведки целей ТВ-16 и ТВ-29, активная ГАС ближнего радиуса действия BQS-24.
Экипаж: 134 человека.

   Лодки типа «Сивулф» - это самые современные, но и самые дорогие противолодочные подводные лодки в мире. Первая за 30 лет совершенно нового проекта подводная лодка ВМС США «Сивулф» была заложена в 1989 г. как головная в серии из 12 единиц. Стоимость лодок типа «Сивулф» в 1991 г. оценивалась в 33,6 млрд. долл. (25 % выделенного на строительство новых кораблей бюджета ВМС), превращая эту кораблестроительную программу в самую дорогостоящую из когда-либо осуществлявшихся. В то время руководство ВМС планировало заказать дополнительно 17 лодок. Затем «мирные дивиденды», полученные в результате развала СССР и окончания «холодной войны», заставили политиков задаться вопросом о необходимости дополнительных сверх малошумных лодок, и этот тип был ограничен тремя серийными единицами, а заменой 51 находящейся в составе флота лодке типа «Лос-Анджелес» должны стать гораздо более дешевые лодки другого проекта.
    Тип «Сивулф» был предназначен для восстановления технологического превосходства ВМС США над советским ВМФ, которое сохранялось с 1945 г. до середины 1980-хх гг., когда шпионаж и циничная торговая практика некоторых американских союзников отчасти не разрушили его. Новые лодки проектировались для действий на больших глубинах, чем находившиеся в то время в составе ВМС США подводные лодки, и для применения под полярными льдами. Для соединения отсеков были использованы новые сварочные материалы, и впервые для постройки ударных подводных лодок типа «Сивулф» была применена сталь марки HY-100 вместо стали HY-80, как на лодках предшествовавших типов. (Сталь HY-100 использовалась при постройке экспериментальных глубоководных подводных лодок в 1960-е гг.)
    Наиболее важное преимущество конструкции лодок типа «Сивулф» - это исключительно малая шумность даже на высоких скоростях хода. Тогда как большинство подводных лодок избежание обнаружения методом шумопеленгования, вынуждены следовать ходом менее 5 уз, лодки типа «Сивулф» могут сохранять уверенность в том, что их невозможно обнаружить, и развивать при этом скорость хода 20 уз.

  подводная лодка типа Сивулф  

Шум безмолвия.
    В ВМС США полагают, что лодки типа «Сивулф» в 10 раз менее шумные, чем усовершенствованные «Лос-Анджелес», и в 70 раз -чем первые в серии лодки типа «Лос-Анджелес»: «Сивулф» при скорости хода 25 уз издает меньше шума, чем пришвартованная к причалу лодка типа «Лос-Анджелес»! Тем не менее, в ходе постройки и последующих испытаний лодок типа «Сивулф» был выявлен ряд недоработок, таких, как отрыв от бортов панелей акустического покрытия.
    Располагая восемью торпедными аппаратами на двух палубах торпедного отсека, лодки типа «Сивулф» способны одновременно наносить удары по целям разного типа. Сейчас, когда предполагавшиеся изначально цели ржавеют, стоя на якорях в Мурманске и Владивостоке, особую ценность приобретает способность лодок типа «Сивулф» скрытно приближаться к побережью противника. Третья и последняя в серии подводная лодка ВМС США «Джимми Картер» (Jimmy Carter), которая была введена в состав флота в декабре 2001 г., оснащена сухим ангаром, для размещения которого корпус был удлинен на 30,5 м (100 футов). Сухой ангар имеет оборудование для транспортировки по воздуху и может быть установлен на лодку как монета в копилку. Он предназначен для транспортировки специальных подводных средств движения и боевых пловцов, а также для непосредственного применения боевых пловцов. В ангаре имеется оборудованный шлюзовой камерой специальный отсек для восьми пловцов и их снаряжения. Ирония названия лодки именем президента, который провалил операцию по спасению заложников в Иране, заключается в том, что оно не пользуется популярностью у старшего поколения персонала ВМС США.

  Подводная лодка класса Seawolf  

Вооружение.
    Строительство лодок этого типа было завершено вводом в строй второй в серии подводной лодки ВМС США «Коннектикут»: на вооружении всех лодок состоят крылатые ракеты класса «подводная лодка - берег» «Томагавк». Также лодки были оснащены восемью 26-дюймовыми (660-мм) торпедными аппаратами. Полный боекомплект лодок типа «Сивулф» составляет 50 торпед и ракет, альтернативный вариант загрузки - 100 мин, размещенных в местах хранения как торпед, так и крылатых ракет. Полагают, что в будущем лодки могут быть оборудованы как носители необитаемых подводных аппаратов с возможностями их применения и последующего приема на борт. Лодки отличает соответствующая уровню развития техники электронная аппаратура - ГАК BSY-2 с активными или пассивными акустическими антеннами и протяженными бортовыми пассивными гидрофонами, а также буксируемые акустические антенны ГАС ведения наблюдения и разведки целей ТВ-16 и ТВ-29, навигационная РЛС BPS-16 и система управления огнем «Рейсион» Мк2. Оборудование РЭП включает систему WLY-1 современных торпед - ложных целей.
    Лодки обладают высокой маневренностью, внутри корпуса зарезервировано дополнительное пространство для оснащения новым оружием по мере его разработки. Несмотря на мощное вооружение, сверхмалую шумность и обладающую большими возможностями электронику, лодки типа «Сивулф» до сих пор не развертывались для участия в боевых действиях.