Морской многоцелевой вертолет амфибия Ми-14

Морской многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования Ми-14 (по кодификации НАТО «Haze» - «Туман»), разработан в ОКБ М. Л. Миля. Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе № 387 в Казани. В 1973-1986 годах было изготовлено 273 вертолета Ми-14.
В середине шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на основе хорошо зарекомендовавшей себя машины. Им стал Ми-14, созданный на базе вертолета Ми-8.

Ми-14 был принят на вооружение в 1976 году и поступил на вооружение следующих частей авиации ВМФ СССР: 555-го отдельного противолодочного вертолетного полка (ОПЛВП), 745-й ОПЛВП , 872-й ОПЛВП (пос. Кача под Севастополем), 51-ю ОПЛВ эскадрилью и 710-ю ОПЛВ эскадрилью (Курильские острова), 830-й ОПЛВП (Североморск) и 169-го смешанного авиационного полка (Камрань). До 1991 года на экспорт в Болгарию, Вьетнам, Польшу, Кубу, КНДР, Ливию, Сирию, ГДР, Югославию и Йемен было поставлено около 150 Ми-14. Некоторое количество Ми-14 было реэкспортировано впоследствии в Эфиопию.

Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу «амфибия» с двумя надувными поплавками бочкообразной формы по бокам (балонетами), объемом 4 куб.м. В процессе работ по теме конструкция Ми-8 претерпела существенные изменения — по сути спроектирован новый вертолет с более мощными двигателями ТВ3-117 (2200 л. с.), новым главным редуктором ВР-14, ВСУ Аи-9. Рулевой винт перенесен на другую сторону (в отличие от Ми-8), что увеличило его эффективность. На вертолете убираемое 4-х стоечное шасси. Топливо размещается в трех группах баков общей емкостью 3240 л. При установке одного дополнительного бака емкость возрастает до 3685 л.

Основные модификации Ми-14:
Ми-14ПЛ - противолодочный
    На противолодочном Ми-14ПЛ установлены РЛС «Инициатива 2-М», опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2», магнитный обнаружитель АПМ-60, КВ радиостанция Р-842М, УКВ радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-З, радиокомпасы АРК-9 и АРК-У2, доплеровский измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в грузовом (оружейном) отсеке.
В противолодочном варианте вертолеты работают парой. Один вертолет выполняет поисковые задачи и загружается гидроакустическими буями РГБ-НМ (36 шт.), а второй вертолет является ударным и загружается противолодочным оружием — торпедой АТ-1М.

Ми-14ПС - спасательный
   Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами. Также этот вертолет может применяться для транспортировки грузов на внешней подвеске, высадки морских десантов и просто для транспортных перевозок. Для повышения дальности полета в пассажирской кабине могут устанавливаться два дополнительных топливных бака.

Ми-14БТ - тральщик
    Ми-14БТ предназначен для траления акваторий от мин и обеспечивает буксировку контактных и неконтактных тралов разных типов, шнуроукладчика и буксируемых шнуровых зарядов. Вертолеты буксируют трал парой или одиночно, в зависимости от типа трала.
Вертолеты Ми-14 единственные отечественные полноценные вертолеты-амфибии, которые действительно могут садиться, рулить и взлетать с водной поверхности. Для уменьшения вредного воздействия морской воды на конструкцию створки грузоотсека (бомболюка) иногда герметизировали кустарным способом, просто замазывая щели детским пластилином.

Удачные конструктивные решения, разработанные для Ми-14, в дальнейшем использовались на других вертолетах: Ми-8МТ, Ми-24.
В настоящий момент с вооружения Российского ВМФ сняты, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше, где прошли модернизацию. Еще 4 Ми-14 используются на Украине и как минимум 1 в Грузии.
В ходе Международного военно-морского салона 2 июля 2015 года, холдинг «Вертолеты России» представил проект возобновления производства вертолета Ми-14. Отмечается, что производство вертолета может быть возобновлено в случае интереса к вертолету со стороны возможных заказчиков. Отмечается, что в случае положительного решения по проекту Ми-14 будет модернизирован с применением современных разработок.

Летно-технические характеристики вертолета Ми-14:
Экипаж, чел.: 4;
Длина, м: 25,24;
Длина фюзеляжа, м: 18,3;
Максимальная ширина фюзеляжа, м: 2,5 (по поплавкам 3,8);
Высота, м: 6,93;
Диаметр несущего винта, м: 21,29;
Диаметр рулевого винта, м: 3,91;
Масса, кг: пустого - 8900, Нормальная взлетная – 13400, Максимальная взлетная – 14500;
Масса топлива во внутренних баках, кг: 2500;
Силовая установка: 2 х турбовальных «Климов» ТВЗ-117М;
Мощность двигателей, л. с. : на взлетном режиме - 2 х 2000, на чрезвычайном режиме - 2 x 2200, на крейсерском режиме - 2 x 1500;
Скорость, км/ч: максимальная – 230, крейсерская – 210;
Боевой радиус, км: 200;
Практическая дальность, км: 800;
Практический потолок, м: 4000;
Статический потолок, м: 1600;
Боевая нагрузка, кг: 2000;
Основное вооружение: 12 х 50-кг или 8 х 250-кг или 36 х гидроакустических буев РГБ-НМ «Чинара»; 1 x АТ-1 (АТ-2, Т-67 «Стриж», УМГТ-1 «Орлан», «Колибри»)


 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика