Дальний гидросамолет-разведчик BV.138 «Seedrache»

Немецкий дальний гидросамолет-разведчик BV.138 «Seedrache» (рус. Морской Дракон) времен Второй мировой войны создан фирмой Blohm & Voss в середине 40-х годов. У союзников получил прозвища «селедка» или «башмак» за характерную внешность.
По конструкции BV.138 представлял собой летающую лодку-высокоплан двухбалочной схемы с тремя двигателями.


Крыло гидросамолета BV.138 трехсекционное, металлической конструкции, с трубчатым лонжероном. Носок крыла обшит металлом, остальное — тканью. В трубчатом лонжероне располагались три мягких топливных бака. Центроплан крепился к корпусу сверху, на нем монтировались двигатели и хвостовые балки. К консолям крыла крепились цельнометаллические стабилизирующие поплавки.
Корпус гидросамолета BV.138 длиной 15,5 метров цельнометаллический, с небольшим положительным V редана и наклоненными бортами, разделенный на 10 водонепроницаемых отсеков. Хвостовые балки цельнометаллические, прямоугольной формы с работающей обшивкой. К хвостовым балкам крепились металлические кили. Все рулевые поверхности имели тканевую обшивку. Управление осуществлялось с помощью гидроусилителей.

Двигательная установка летающей лодки BV.138 состояла из трех 6-цилиндровых оппозитно-поршневых дизелей Jumo-205С-4 с взлетной мощностью 600 л. с. Два двигателя монтировались на носке крыла в гондолах, являющихся продолжением хвостовых балок. Третий крепился на пилоне над фюзеляжем. Винты трехлопастные с изменяемым шагом. Экипаж составлял пять человек. Кабина пилотов имела двойное управление. В центральной секции располагался радиоотсек, кухня и комната отдыха с тремя гамаками.
В носовой части самолета BV.138 располагалась гидравлически управляемая башня LВ-204 с 20-мм пушкой МG-204. В хвостовой части были оборудованы две позиции стрелков с пулеметами MG-15. В конце центрального двигательного пилона пулемет крепился на установке «Арадо» и предназначался для стрельбы выше стабилизатора. В конце корпуса располагалась турель D-30 с сектором стрельбы ниже стабилизатора. Бомбовая нагрузка состояла из трех 50-кг бомб, располагавшихся под правым центропланом.
Производство BV.138 велось на двух заводах компании. В 1937 году под Гамбургом в Венцендорфе была построена сборочная линия и аэродром. Здесь происходила сборка двух первых опытных и предсерийных машин. В 1940 году сдан завод в Гамбург-Финкенвердере с аэродромом и слипами для гидросамолетов. С 1941 года производством BV.138 занималась и фирма Везер флюгцойгбау.

В феврале 1939 года состоялся первый полет предсерийного экземпляра ВV.138A-01 (заводской № 148, D-АDJЕ). В Венцендорфе было собрано еще пять предсерийных машин. По результатам испытаний была выявлена недостаточная прочность корпуса на открытой воде. Кроме того, при дальнейшей эксплуатации обнаруживались сложности с винтами и двигателем Jumo 205С-4, требовавшим чрезвычайно квалифицированного обслуживания и трудности с башенной установкой MG-204. При взлете на центральном двигателе происходило падение мощности в результате блокирования выхлопа патрубков. Для устранения этих проблем один из предсерийных самолетов был переделан на в Финкенвердере и в конечном результате получил новое обозначение ВV.138B-0.


Потребность в летающих лодках была велика, поэтому несмотря на ряд проблем выявленных при испытаниях ВV.138A-0 было принято решение о выпуске 25 ВV.138A-1 в первоначальном варианте. Испытания первого A-1 был произведены только в апреле 1940, когда сошел лед с Эльбы. При вторжении в Норвегию возникла острая потребность в гидросамолетах, поэтому первых два экземпляра прошли ускоренную программу летных испытаний и были переданы в 108-ю эскадру специальных заданий.

Обнаруженные при испытаниях ВV.138A-0 недочеты решено было устранить на четвертой предсерийной машине ВV.138A-04. Работы по усилению конструкции были проведены на новом заводе в Финкенвердере для усиления конструкции. Была демонтирована башня LВ-204 с заменой на металлический обтекатель и возможностью последующей установки новой 20-мм пушки МG-151. Также была усилена конструкция корпуса, что привело к росту нормального взлетного веса с 13760 до 14500 кг. Техническим департаментом был выдан заказ на десять предсерийных ВV.138B-0 и модификацию трех ВV.138A-0 в B-0.
Серийные машины получили индекс B-1. В носовой части лодки была установлена новая башня с 20-мм пушкой МG-151. Такая же пушка была установлена в хвостовой части лодки взамен пулемета прикрывавшего нижнюю полусферу. По сравнению с A-1 была усилена конструкция корпуса и использован более мощный двигатель Jumo 205D с взлетной мощностью 880 л. с. Для этой версии был разработан вариант ВV.138B-1/U1 — заводской набор смены вооружения позволявший нести до шести 50-кг бомб или до трех (по некоторым источникам до четырех) глубинных бомб.

Первый серийный ВV.138B-1 был выпущен в Финкенвердере в декабре 1940 года. До конца года были выпущены 14 машин. Их приемка затянулась из-за того что Эльба была скована льдом. Первые семь машин прошли приемку в марте 1941 года вместе с первой партией из семи самолетов новой модификации ВV.138C-1.
Следующей модификацией стал ВV.138C-1. Конструкция корпуса была усилена еще больше, что вместе с другими доработками увеличило вес пустого самолета до 11780 кг. Были добавлены дополнительные воздухозаборники на верхней части гондолы. Центральный двигатель получил четырех-лопастной винт вместо трехлопастного. В хвостовой части для защиты верхней полусферы вместо МG-15 был установлен МG-131. Кроме того устанавливался МG-15, из которого радиооператор мог вести огонь через правое окно корпуса. Экипаж самолета увеличился до 6 человек. Также был разработана модификация ВV.138C-1/U1 с тем же вооружением, что и у ВV.138B-1/U1.


C января 1941 года на заводе в Финкенвердере началось производство FW.200, из-за чего производство BV.138 пришлось передать фирме Везер флюгцойгбау. Однако организация производства на новом месте была сопряжена с трудностями и первый был выпущен только к концу 1941 года из деталей изготовленных в Финкенвердере. Всего с Везера до момента остановки производства в сентябре 1943 года было поставлено 59 машин. Выпуск в Финкенвердере продолжался до декабря 1943 года. Всего было произведено 227 ВV.138C-1.
Для запуска с авиаматок «Бусард», «Фальке», «Остмарк», «Шпербер» и «Вестфален» 70 ВV.138C получили узлы крепления к катапульте. Все ВV.138 серий B и C имели возможность установки стартовых ускорителей тягой 500 кг. Часть самолетов для поиска судов оснащалась радаром FuG 200 «Хохентвиль». При необходимости самолет мог перевозить до 10 пехотинцев в полном обмундировании.
Небольшое количество ВV.138C в 1942—1943 годах было переделано в минные тральщики. Самолет получил обозначение ВV.138МS (Мауси-флюгцойг — самолет-мышеловка) и использовался для траления магнитных мин на мелководьях — каналах, реках и у береговой черты. С самолета снималось все вооружение, а вокруг корпуса на подкосах монтировалась магнитная обмотка в форме круга диаметром порядка 14 метров. Для ее питания на месте носовой башни устанавливался вспомогательный мотор. Несколько машин действовали в 1-м полку искателей мин.

Летно-технические характеристики гидросамолета ВV.138А-1:
Размах крыла, м: 26,90;
Длина, м: 19,85;
Высота, м: 5,90;
Площадь крыла, м2: 108,50;
Масса, кг: пустого самолета - 10800, нормальная взлетная - 13762, максимальная взлетная – 16235;
Двигатель: 3 х ДД Юнкерс Jumo-205С-4;
Мощность, л.с.: 3 х 600;
Максимальная скорость, км/ч: 264;
Крейсерская скорость, км/ч: 248;
Практическая дальность, км: 3900;
Боевая дальность, км: 1244;
Максимальная скороподъемность, м/мин: 235;
Практический потолок, м: 3600;
Экипаж, чел.: 6;
Вооружение: 20-мм пушка МG-204, два 7,9-мм пулемету, 3 х 50-кг бомбы



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.