Плавающая авиадесантируемая самоходная установка АСУ-57П

Разработка плавающей авиадесантной самоходной артиллерийской установки АСУ-57П была начата в ОКБ ИК и велась параллельно с бронетранспортером К-75. Работами руководил А. К. Кравцев. Установка получила внутризаводское обозначение К-73. В 1949 году были изготовлены два опытных образца. 11 февраля 1950 года было подписано Постановление военного министра СССР, которое предписывало проведение испытаний АСУ-57П на полигоне НИИБТ в период с 1 апреля по 5 июня этого же года.


По завершении испытаний комиссия выдала заключение о том, что АСУ-57П в целом соответствует заданным тактико-техническим требованиям. После устранения выявленных недостатков и проведения испытаний артиллерийской части, комиссия рекомендовала изготовление установочной партии машин АСУ-57П. Однако, работы по АСУ-57П были остановлены, а вся документация была передана в конструкторское бюро Мытищинского машиностроительного завода, в которой были начаты работы над своим вариантом АСУ-57П.

Корпус АСУ-57П состоял из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Лобовые и бортовые листы корпуса изготавливались из броневой стали и соединялись клепкой с дюралюминиевым днищем и задней стенкой. Для уменьшения массы, надгусеничные полки также выполнялись из дюралюминия. На лобовом листе крепился волноотражательный щиток для преодоления водных преград. Корпус АСУ-57П делился на три отделения. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Справа от пушки находилось отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За ним располагалось боевое отделение с рабочими местами заряжающего и командира-наводчика. АСУ-57П разрабатывалась по открытой схеме, вместо крыши боевого отделение закрывалось брезентом.

В качестве основного вооружения использовалась нарезная пушка Ч-51, унифицированная по баллистике и боеприпасам с 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2. Пушка устанавливалась в рубке машины, высота линии огня составляла 1160 мм. Дальность прямого выстрела составляла 1250 метров, а максимальная — 6000 метров. Пушка обеспечивала боевую скорострельность в 6—10 выстрелов в минуту. Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 1158 м/с. Возимый боекомплект составлял 30 выстрелов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГ-43, боекомплект которого составлял 400 патронов. Дополнительно в корпусе АСУ-57П перевозился Пистолет-пулемет Судаева с 315 патронами, восемь ручных гранат Ф-1 и один сигнальный пистолет Шпагина.


Наводка спаренной артиллерийской установки производилась с помощью телескопического прицела ОП2-8. Для наблюдения за местностью на рабочем месте командира в лобовом и бортовом листах корпуса были сделаны смотровые щели. Переговоры между членами экипажа обеспечивало танковое переговорное устройство ТПУ-47. Внешняя радиосвязь осуществлялась с помощью радиостанции 10-РТ-12.

Силовая установка заимствовалась от грузового автомобиля ГАЗ-51Н. Слева от двигателя устанавливался топливный из дюралюминия. двигатель запускался с помощью электростартера. Над радиатором находился специальных люк, через который поступал охлаждающий воздух. При осуществлении плава, воздухозаборный люк герметично закрывался, а охлаждающий воздух нагнетался вентилятором из боевого отделения. Нагретый воздух выдувался через специальные воздуховоды. В АСУ-57П использовалась механическая трансмиссия с главным фрикционом четырех ступенчатой коробкой передач, двумя бортовыми ленточными тормозами и двумя одноступенчатыми бортовыми редукторами. Все элементы трансмиссии заимствовались от грузового автомобиля ГАЗ-51.

Специально для АСУ-57П была разработана новая ходовая часть. Гусеничный движитель состоял из двух гусениц, в состав каждой из которых входила мелкозвенчатая гусеничная лента, три опорных катка, ведущее и направляющее колесо. На кормовых катках устанавливались гидравлические амортизаторы, конструкция которых была заимствована у автомобиля ЗИС-110. Для преодоления водных препятствий к кормовому листу корпуса был прикреплен специальный гребной винт. Ходовая часть машины была адаптирована для десантирования парашютным способом с планера Як-14 (экипаж при этом десантировался отдельно от машины).


По результатам испытаний, комиссия заключила, что по ряду параметров АСУ-57П превосходила свой аналог — АСУ-57. Так, в отличие от АСУ-57, АСУ-57П имела возможность преодоления водных преград и при этом ее масса не превышала массу АСУ-57, запас хода был больше на 72 км, обладала лучшей эргономикой размещения укладок с боекомплектом, средняя скорость по шоссе была на 21,7 км/ч выше, расстопорение пушки могло производится без выхода экипажа из машины, двигатель и главный фрикцион показали более высокую надежность, кроме того, АСУ-57П оснащалась серийной коробкой передач.

Тактико-технические характеристики АСУ-57П :
Боевая масса, кг: 3400;
Экипаж, чел.: 3;
Размеры, мм: длина корпуса – 5355, длина САУ с пушкой вперед – 5580, ширина корпуса – 2085, высота – 1510, колея – 1970, база – 1800, клиренс – 250;
Бронирование, мм: лоб корпуса 4 – 8; лоб рубки – 6; борт корпуса – 4; корма корпуса – 1,5; днище – 3;
Вооружение: 1 х 57-мм пушка Ч-51; 1 х 7,62-мм пулемет СГ-43;
Двигатель: ГАЗ-51, бензиновый, 6-цилиндровый, рядный, мощностью 70 л. с.;
Скорость, км/ч: по шоссе - 54, на плаву – 7,8;
Запас хода, км: по шоссе – 234, по пересеченной местности – 134, на плаву – 46;
Преодолеваемые препятствия: ров – 1,4 м; стенка – 0,54 м; подъем – 28 град.


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.