Опытный плавающий бронетранспортер К-78

В период с 1949 по 1950 годы в соответствии с техническим заданием в ОКБ ИК на базе опытного легкого танка К-90 был разработан легкий плавающий бронетранспортер К-78. Под единым индексом были проработаны два варианта машины с пяти и шестикатковой ходовой частью. В 1950 году был создан первый опытный образец. В период с 19 мая по 23 июня 1950 года первый опытный образец К-78 прошел заводские испытания. По результатам испытаний комиссия заключила, что бронетранспортер в целом удовлетворяет заданным тактико-техническим характеристикам, однако имеет ряд существенных недостатков. Например, задымление грузового отделения и неудобное размещение десантников. После устранения замечаний в 1952 году на государственные испытания были представлены два вновь изготовленных опытных образца К-78. Испытания были закончены 24 октября, после чего постановлением Совета министров СССР все работы по К-78 были прекращены.

В качестве базы использовался советский плавающий танк К-90, в конструкции бронетранспортера использовались так же узлы артиллерийского тягача М2 и автомобиля «Москвич». Основным предназначением машины была переправка десанта и артиллерии через водные преграды. Для движения по воде, на бронетранспортере были установлены специальные гребные винты.
В К-78 использовался корпус открытого типа. Корпус был сварен из броневых катаных листов. Для обеспечения жесткости в корпусе были использованы два силовых шпангоута. Корпус был разделен на пять отделений. В передней части по правому борту находилось моторное отделение с силовой установкой. По левому борту располагалось отделение управления, отделенное от моторного теплоизоляционной перегородкой. В отделении управления находилось рабочее место механика-водителя с органами управления машиной и контрольно-измерительными приборами. Позади отделения управления находилось отделение командира с его рабочим местом. Рабочее место было оборудовано органами управления лебедкой, радиостанцией и аппаратом танкового переговорного устройства.

Над отделением командира находился люк со смотровым прибором ТПК-1. Слева от люка командира находилось гнездо для крепления пулемета СГ-43. За отделением командира под грузовым отделением находилось трансмиссионное отделение. В корме располагалось грузовое отделение. В грузовом отделении могли размещаться 22 десантника. По бортам были установлены два пулеметных гнезда. Грузовое отделение оснащалось специальными приспособлениями для закрепления перевозимых артиллерийских систем, возимым ЗИП и коробками с пулеметными лентами. Для высадки десанта в корме имелся специальный откидной борт. Также было предусмотрено спешивание через открытый верх. Суммарная масса перевозимого груза не должна была превышать 2500 кг. Тяжелые грузы (например артиллерийские орудия) загружались при помощи лебедки.
В качестве основного вооружения использовался 7,62-мм пулемет Горюнова (СГ-43). Пулемет устанавливался на крыше отделения управления на специальном кронштейне. Возимый боекомплект так же составлял 1000 патронов.

Силовая установка представляла собой двигатель ЯАЗ-204Б. Дополнительно устанавливался воздушный фильтр «Мультициклон», вентилятор, лебедка и форсуночный обогреватель. Над моторным отделением располагался люк с жалюзи, обеспечивающий поступление воздуха. В трансмиссионном отделении устанавливалась пяти ступенчатая механическая коробка передач ЯАЗ-200, две коробки реверса винтов, аккумуляторы, бортовые передачи, а также карданные валы. Охлаждение главной передачи осуществлялось с помощью вентилятора, установленного на карданном валу, соединяющем главную передачу и раздаточную коробку. Вентилятор по специальным воздуховодам прогонял воздух от главной передачи в моторное отделение.
Ходовая часть машины представляла собой гусеничный движитель артиллерийского тягача М2. На воде К-78 перемещался с помощью двух гребных винтов, установленных в кормовых тоннелях.
Существовал вариант не плавающей машины - К-78С (С - сухопутный), отличавшийся отсутствием водоходных движителей и конфигурацией кормовой части корпуса, выполненной по образцу БТР К-75.

Тактико-технические характеристики бронетранспортер К-78:
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 6760, ширина корпуса – 2930, высота – 1800, база – 3220, колея – 2480, клиренс -400;
Бронирование, мм/град.: лоб корпуса (верх) - 6/78, лоб корпуса (середина) - 15/40, лоб корпуса (низ) - 15/35, борт корпуса (верх) - 10/30, борт корпуса (низ) - 8/0, корма корпуса (низ) - 6/45, крыша корпуса – 6;
Вооружение: один 7,62-мм пулемет СГ-43, один 14,5-мм пулемет КПВТ;
Двигатель: ЯАЗ-204Б мощностью 140 л. с.;
Удельная мощность, л. с./т: 13,6;
Скорость по шоссе, км/ч: 45,9;
Скорость на плаву, км/ч: 9,35;
Запас хода по шоссе, км: 250;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м - 0,7; ров, м - 2,25; брод, м - плавает


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика