Гусеничный бронетранспортер - амфибия «Ka-Tsu»

В 1943 - 1945 гг. было построено 50 плавающих полубронированных транспортеров «Ka-Tsu» для десантных операций. Он имел водоизмещающий сварной корпус, форма его носовой части была близка корабельной. По сути, это была самоходная баржа-амфибия. 10-мм броней защищались только отделение управления - возвышающаяся рубка в передней части машины.
Ходовая часть, подобно «Ка-Чи», представляла собой удлиненное вдвое шасси танка «Ка-Ми». На плаву водитель размещался за штурвалом на крыше корпуса позади рубки и прикрывался бронещитом спереди и с боков, вращение от штурвала передавалось на вертикальные оси рулей тросами по краям крыши корпуса. Для посадки и высадки десанта служили четыре прямоугольных люка в крыше. Воздухозаборник двигателя прикрывался обтекаемым кожухом с крышкой подобью «Ка-Ми».

Два гребных винта помещались в кормовой нише корпуса, рули устанавливались в струе винтов. При выходе на берег винты и рули поворачивались и наполовину убирались в выемку днища. Управление на плаву осуществлялось поворотом рулей.
Размеры «Ка-Тсу» сильно ограничивали его подвижность на суше. На БТР могли открыто устанавливаться 1 - 2 крупнокалиберных и 1 - 2 ручных пулемета на кронштейнах.
Когда первые экземпляры были построены, поступило предложение использовать «Ka-Tsu» для атак на корабли, стоящие на якоре, в бухтах атоллов, например Улити.
Идея была проста: БТР устанавливался на палубу подводной лодки и в погруженном состоянии доставлялся к месту атаки. Затем танк спускали на воду и он самостоятельно плыл к атоллу, самостоятельно доплывал до внешнего рифа и преодолевал его, используя свои танковые способности, и неожиданно появляясь внутри лагуны, проводил торпедную атаку. Для этих целей «Ka-Tsu» вооружили двумя 450-мм авиационными торпедами «Type 91». Торпеды были переделаны для стрельбы без использования торпедных аппаратов или устройств авиа сброса.

Возможна была установка всех модификаций торпед «Type 91» (Mod.1 – Mod.7). Торпеды имели скорость хода 42 узла, дальность хода 2000 метров ( Mod.1 – Mod.3 ) или 1500 метров (Mod.4 – Mod.7). «Type 91» Mod.7 имела самую мощную боевую часть – 417 кг. Взрывчатых веществ. Тактика ведения торпедной атаки была аналогична атаке с торпедного катера, с одним добавлением: торпедоносец на гусеницах мог атаковать и с позиции на побережье.
Идея танковой атаки с подводных лодок была высказана контр-адмиралом Kuroshima Kameto, одним из бывших офицеров штаба адмирала Ямамото. Курошиму поддержал бывший старпом подводной лодки «I-121» Fujimori Yasuo. Однако подводники были просто обескуражены планом, придуманным штабником, который в течении последних 15 лет не выходил в море.
Одним из планов по реальному использованию этих танков была «Вторая атака на Перл Харбор» - «Tatsumaki Sakusen» (операция Торнадо). Согласно нему подлодки I-36, I-38, I-41, I-44 и I-53 должны были доставить по два «Ka-Tsu», закрепленные на палубе за рубкой, к цели атаки.

Тренировки экипажей танков и их носителей проходили на небольшом острове Nasake Jima к востоку от Kurahashi Jima, и продолжались в течении 10 дней. Танками управляли не профессиональные танкисты, а члены экипажей мини-подлодок. Первая же попытка десантирования выявила множество недостатков «Ka-Tsu». Большинство из них были связаны со маломощным двигателем (всего 220 л. с.). Так же время, необходимое для приведения двигателя в рабочее состояние и его запуска после всплытия подводной лодки, составляло около 20 мин, что было неприемлемо.
В начала мая 1944 года главком шестого флота вице-адмирал Takagi Takeo принял персональное руководство подготовкой операции, находясь на плавбазе «TSUKUSHI MARU». Пять подлодок и 14 танков были переброшены на небольшой остров во Внутреннем море. Несколько вспомогательных судов и 30-ти тонный кран прибыли из Куре для погрузки танков на лодки. Пять лодок, с одним танком на палубе каждая, отрабатывали срочные погружения, маневрирование под водой на полном ходу и торпедные атаки.

Позже было проведено полномасштабное десантирования с двумя танками на борту. Опыт оказался весьма печальным: танки были очень шумными и медленными на плаву; они буксовали при преодолении даже небольших препятствий; изоляция машинного отделения текла. Главный конструктор «Ka-Tsu», отбиваясь от критических нападок руководства сказал, что вообще-то ему ставили задачу по созданию амфибии, но никак не подводного танка, да еще и несущего на себе торпеды.
12 мая 1944 года операция была отложена до тех пор, пока конструктивные проблемы танков не будет исправлены. I-36 продолжала нырять с танками на палубе, по крайней мере, до 23 мая.
Построить все 70 заказанных машин «Ka-Tsu» не удалось. К январю 1945 года было выпущено всего 49 единиц. 20 января 1945 года в Японии была опубликована "Программа чрезвычайных мер, необходимых для достижения победы", где приоритет отдавался самолетостроению, поэтому заказ на амфибии аннулировался.

ТТХ плавающего БТР «Ka-Tsu»:
Вес, т: 16;
Экипаж, чел.: 5;
Десант, чел.: 25;
Высота, м: 3,45;
Длина, м: 11;
Ширина, м: 3,3;
Толщина брони рубки, мм: 10;
Вооружение: пулеметы, калибр, мм: 1 – 2 х 13,2-мм пулемета;
Двигатель: дизельный 12-и цилиндровый с воздушным охлаждением, мощностью 240 л. с.;
Водоходный движитель: 2 гребных винта;
Максимальная скорость, км/ч: 20;
Скорость на плаву, км/ч: 8;
Запас хода по шоссе, км: 300


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика