Плавбазы типов «Рейн» (Rhein) и «Эльба» (Elba)
Германия 
 Плавбазы типа Рейн  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Рейн» (Rhein)
Водоизмещение: 2370 т. стандартное и 3000 т. полное (проект 401); 2330 т. стандартное и 2940 т. полное (проект 402); 2400 т. стандартное и 2956 т. полное (проект 403).
Размерения: длина 98,2 (проект 401), 98,5 (проект 402) и 98,6 (проект 403) м; ширина 11,83 м; осадка 5,2 м.
ЭУ: двухвальная дизельная (шесть двигателей MTU) мощностью 11 400-12 000 л. с.
Скорость хода: 20,5 уз.
Дальность плавания: 2860 миль при 16 уз.
Вооружение: две универсальные 100-мм АУ (кроме «Рейн» и «Лех» четыре одноорудийные (две спаренные на «Рейн» и «Лех») 40-мм ЗАУ; до 70 мин.
РЭВ: РЛС - ОВЦЮНЦ ОА-02, две управления стрельбой WM-45, навигационная «Кельвин-Хьюз 14/9»: подкильная ГАС.
Экипаж: 122 (проект 401), 99 (проект 402) и 114 (проект 403) человек.

Тип «Эльба» (Elbe)
Водоизмещение: 3586 т. полное.
Размеренна: длина 100,5 м, ширина 15,5 м, осадка 4,1 м.
ЭУ: одновальная дизельная (двигатель MWM 8V 12М 628 фирмы «Дойц») мощностью 3335 л. с.
Скорость хода: 15 уз.
Дальность плавания: 2300 миль при 15 уз.
Вооружение: две 20- или 27-мм пушки; две счетверенные ПУ «Фялр-фауст-2» для ЗУР «Стингер»; платформа для вертолета «Си Кинг».
РЭВ: навигационная РЛС
Экипаж: 40 человек; зарезервированы помещения для походного штаба (12 человек) и ремонтной бригады (38).
 Плавбазы типа Rhein  
Плавбаза «Сокулла Мехмет Паша» (A577) класса «Rhein»

   Плавбазы типа «Рейн» (13 кораблей) были разделены на три группы: проект 401 для ракетных и торпедных катеров, проект 402 для минно-тральных кораблей и проект 403 для подводных лодок. Корабли разных групп различались длиной, составом ЭУ и грузовместимостью. Они были построены на нескольких верфях в северной Германии и спущены на воду в период с 1959 по 1963 год. Последний из них выведен из боевого состава флота в 1995 году.
     Корабли проекта 401, с дизельной ЭУ, получили названия «Рейн», «Эльба», «Везер», «Майн», «Рур», «Неккар», «Верра» и «Донау», проекта 402 (дизель-электрическая ЭУ) - «Изар», «Саар» и «Мозель», проекта 403 (такая же ЭУ) - «Лан» и «Лех» Все они вошли в боевой состав флота в первой половине 1960-х годов, но в течение нескольких лет после 1968-го пять из них были выведены в резерв из-за острой нехватки личного состава для комплектования экипажей.
     Два корабля, «Рур» и «Изар», были переданы Турции в 1976 и 1982 годах соответственно и получили имена «Чезайырли Газа Хасан Паша» и «Сокулла Мехмет Паша», а третий, «Везер», передан Греции в 1976-м («Эгеон»). Турецкие корабли были заменены в 1993 и 1995 годах двумя другими кораблями типа «Рейн»(«Эльба» и «Донау» соответственно) и под теми же именами используются в учебных целях.

  Плавбазы типа Эльба  
Плавбаза «Elbe» (A511) первая в своем классе

    На плавбазах ПЛ проекта 403 «Лан» и «Лех» отсутствовали 100-мм орудия, благодаря которым остальные 11 кораблей этого типа могли использоваться в случае необходимости как вспомогательные фрегаты. Взамен этого они несли 200 т припасов и запасных частей, 200 т. топлива и 40 запасных торпед для подводных лодок. Последние три корабля проекта 401 - «Неккар», «Верра» и «Донау» - при необходимости использовались в качестве учебных. На всех 13 кораблях этого типа имелись рельсовые направляющие для постановки мин в военное время. Корабли проекта 401 были оснащены одним краном (по левому борту), а проекта 402 - двумя, расположенными рядом друге другом ближе к корме.
     После отмены решения о переоборудовании бывших восточногерманских кораблей обеспечения типа «Дарсс» в плавбазы в связи с высокой стоимостью их содержания, в ноябре 1990 года ВМС ФРГ выделили средства для замены кораблей типа «Рейн» шестью плавбазами типа «Эльба» (проект 404) - «Эльба», «Мозель», «Рейн», «Верра», «Майн» и «Донау». Они вошли в состав флота в 1993-1995 годах и предназначены для обслуживания и ремонта ракетных катеров и минно-тральных кораблей, для чего на них оборудованы ремонтные мастерские и помещения для хранения запасных частей и запасов материальных средств. В 1996-1997 годах на этих кораблях было установлено оборудование для дозаправки вертолетов. Площадка на корме предназначена для посадки одного вертолета типа «Си Кинг». Также предусмотрены места для размещения ПУЗРК «Стингер».