Корабельная реактивная система А-233 «Снег»
СССР 
 Корабельная реактивная система А-233 «Снег»  
Пусковая установка корабельной реактивной системы А-233 «Снег»
 
Тактико-технические характеристики А-223 «Снег»
Калибр реактивного снаряда, мм: 140;
Число направляющих: 2;
Наибольшая скорость снаряда, м/с: 399—403;
Время производства залпа, с: 12—16;
Дальность стрельбы, м: 10 000;
Наибольший угол возвышения, град.: 64;
Угол горизонтального обстрела, град: 340;
Масса реактивного снаряда, кг: .39,6
Масса пусковой установки, кг: 3300

Разработка корабельной реактивной системы А-223 (ПК-121М) «Снег» велась в СССР с марта 1971 г. Учтя печальный опыт корабельной РСЗО А-22 «Огонь», для установки которой не нашлось подходящего корабля, командование ВМФ СССР с самого начала ориентировало конструкторов на размещение новой реактивной системы на речных малых артиллерийских кораблях проекта 1208, шифр «Слепень».
Две опытные установки были изготовлены в 1974 г., заводские испытания проводились с ноября по июнь 1975 г. Государственные корабельные испытания системы проводились в августе того же года на головном корабле проекта 1208, имевшем заводской номер 201. На вооружение систему приняли в 1977 г.

Система А-223 «Снег» была разработана на базе корабельной реактивной системы постановки пассивных помех ЗИФ-121, поэтому на этапах разработки и испытаний она имела обозначение ЗИФ-121М.
В состав системы вошли пусковая установка ЗИФ-121М, 140-мм неуправляемый реактивный снаряд М-14-РФ и приборы управления стрельбой ПУС «Искра-1208».


3
  Корабельная реактивная система А-233 «Снег»  
6

По своей конструкции пусковая установка ЗИФ-121М мало чем отличается от пусковой установки системы ЗИФ-121. Она представляет собой установку турельного типа с двумя открытыми направляющими трубами для пусков 140-мм снарядов и состоит из верхней (надпалубной), нижней (подпалубной) вращающихся частей и опорного основания.
Верхняя часть установки представляет собой газообтекаемую конструкцию в виде станка-лодыги, внутри которого на двухстороннем вертикальном шаровом погоне находятся люлька и цапфа. К последней через промежуточные кольца прикреплены направляющие трубы для пуска снарядов. На верхней части установки размещена часть механизмов, обеспечивающих наведение труб на углы заряжания и стрельбы, а также механизм автоматического выброса неисправных снарядов.
Опорное основание — это литой барбет, при помощи которого установка крепится к уравнительному кольцу. С барбетом скреплен шаровой погон горизонтального наведения.
Нижняя часть установки состоит из механизмов, обеспечивающих работу всей установки в автоматическом цикле, и включает в себя 2 автоматических установщика трубок, 2 турникета для загрузки снарядов на установку, системы электрооборудования, пневмооборудования и т. д. Все эти механизмы смонтированы на общей раме, которая верхним фланцем крепится к шаровому погону.


2
  Корабельная реактивная система А-233 «Снег»  
5

Подпалубная часть установки закрыта съемным цилиндрическим кожухом с окнами для загрузки снарядов в турникеты и работы с механизмами установки вручную.
Загрузка снарядов в турникеты производится из кранцев, расположенных вокруг установки в подпалубном помещении корабля.

Входящий в состав системы 140-мм неуправляемый реактивный снаряд М-14-ОФ несколько отличается от штатного образца. Внесенные в его конструкцию изменения призваны обеспечить безопасность его использования в условиях воздействия сильных электромагнитных полей, создаваемых корабельными радиоэлектронными системами.
Приборы управления стрельбой ПУС «Искра-1208» обеспечивают наведение пусковой установки при дальности цели до 10 км, скорости корабля от 0 до 25 м/с и скорости цели от 0 до 30 м/с.
Управление огнем осуществляется с дальномерного поста или с главного командного пункта корабля.
В ходе опытных стрельб была достигнута скорострельность установки 12—16 выстр./мин или 6—8 выстр./мин на ствол.


1
  Корабельная реактивная система А-233 «Снег»  
4
Артиллерийский корабль проекта 1208 «Слепень» с пусковой установкой корабельной реактивной системы А-233 «Снег»

Основными преимуществами системы А-223 «Снег» по сравнению с WM-18 и БМ-14-17, также стреляющими 140-мм снарядами М-14-0Ф являются:
- возможность ведения стрельбы на ходу в условиях качки;
- исключается необходимость выхода личного состава на палубу для стрельбы и заряжания;
- более высокий темп стрельбы;
- малые размеры верхней (надпалубной) части установки и ее бронирование снижают вероятность поражения установки и боезапаса.
Система А-223 «Снег» установлена на малых артиллерийских кораблях проекта 1208. Серия из 11 кораблей этого проекта построена с 1975 по 1985 гг. на Хабаровском судостроительном заводе. Два корабля еще находятся в строю.


Смотрите на нашем сайте: