Атомная ударная подводная лодка
типа «Эстьют»
Великобритания 
   подводная лодка типа Эстьют  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Эстьют»
Водоизмещение: надводное 6500 т.; подводное 7200 т.
Размерения: длина 97 м. (318 футов 3 дюйма); ширина 10,7 м. (35 футов 1 дюйм); осадка 10 м. (32 фута 10 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор «Роллс-Ройс» PWR 2, питающий две паровые турбины «Элстом», передающие вращательный момент неизвестной мощности на один вал, вращающий водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 29 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: шесть носовых 21 -дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов для 36 торпед «Спиэфиш», противокорабельных ракет «Гарпун», крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля» и мин в количественных пропорциях, зависящих от решаемых задач.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей и навигационная, БИУС ACMS, комплект аппаратуры РЭР UAP 4 и объединенный ГАК типа 2076 с гидроакустической антенной на буксирно-кабельном устройстве.
Летательный аппарат: нет .
Экипаж: 98 человек (дополнительно зарезервировано 12 должностных единиц).

   Заказанная министерством обороны для ВМС Великобритании подводная лодка типа «Эстьют» относится к классу АПЛ (атомных ударных подводных лодок). Этот тип разработан для замены пяти действующих атомных ударных подводных лодок типа «Свифтшур» заложенных в 1970-1977 гг. и введенных в состав флота в 1974-1981 гг., в связи с чем срок нахождения их в строю подходит к концу. В июле 1994 г. министерство обороны объявило условия тендера на постройку сначала трех подводных лодок с возможностью дальнейшего увеличения заказа еще на две единицы, и в декабре 1995 г. основным подрядчиком была определена компания «GEC - Маркони» (в настоящее время «ВАЕ Системе Марин»). Как и было оговорено условиями тендера, сначала было заказано три лодки, но позднее министерство обороны объявило, что оно планирует расширить заказ еще на три подводные лодки вместо двух, определенных ранее. Заключение контракта на вторую партию лодок ожидалось в 2002 г., но состоялось, вероятно, только в 2004 г. со сроком сдачи флоту заказанных подводных лодок в 2012-2014 гг.
    Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Эстьют», по существу, представляют собой усовершенствованные характеристики лодок типа «Трафальгар бэтч 1» («Трафальгар - серия 1»), входивших в состав 2-й эскадры подводных лодок ВМС Великобритании с местом базирования в Девонпорте. Предъявленные к проекту требования включали увеличение на 50 процентов боевого комплекта (количества боеприпасов) и значительное снижение уровня шумности. В проекте были учтены все доказавшие свою эффективность новшества, использованные в полностью модернизированных лодках типа «Трафальгар» с удлиненным ограждением рубки и двумя оптико-электронными перископами «Оптроникс» СМОЮ компании «Тейлз» (прежде «Пикингтон»), перископные шахты которых не пронизывают корпуса лодок.
    Основным подрядчиком стала компания «ВАЕ Системз Марин», получившая первоначальный заказ в марте 1997 г. на постройку подводных лодок «Эстьют бэтч 1» в Барроуин-Фёрнес». Первый металл был заготовлен в конце 1999 г., предварительная сборка отдельных секции позволила в январе 2001 г. официально заложить первую подводную лодку. В соответствии с планом предусматривался спуск на воду этой лодки в январе 2005 г.

  подводная лодка типа Эстьют  

Начальная серия из трех единиц.
    Подводные лодки типа «Эстьют бэтч 1» получат названия «Эстьют», «Эмбуш» и «Атфул», а их ввод в состав действующего флота планируется на 2008, 2009 и 2010 гг. соответственно. Основу электроники подводных лодок составляет система ACMS (Astute Combat Management System - боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Эстьют») - усовершенствованный вариант системы SMCS (Submarine Command System), применяемой на всех находящихся в составе флота британских подводных лодках. В БИУС ACMS поступают данные от всех ГАС и других средств обнаружения, которые после обработки с использованием современных алгоритмов, в реальном масштабе времени отражают обстановку на пультах управления. Заводская приемка действующей модели состоялась в июле 2002 г. В комплексе с БИУС ACMS действует система WHLS (Weapon Handling and Launch System - система управления применением оружия), созданная компанией «Стрэчн энд Хеншоу».
    Основными средствами поражения дальнего действия лодок типа «Эстьют», применяемыми через 21-дюймовые (533-мм) торпедные аппараты, являются крылатые ракеты класса «подводная лодка - берег» «Томагавк» Block III компании «Рейсеон» (прежде «Дженерал дайнемикс»), снаряженные главным образом обычным ВВ, а не с ядерными боеголовками, и противокорабельные ракеты «Гарпун» с подводным стартом компании «Боинг» (прежде «Макдоннелл Дуглас»), Ракеты «Томагавк» используют инерциальную систему наведения с аппаратурой TERCOM (Terrein Contour Mapping - следования рельефу местности) для обеспечения точной дальней навигации, модификация Block III имеет ряд усовершенствований, таких, как увеличенная тяга двигателя, более точное наведение на конечном участке траектории полета, усовершенствованная система навигации за счет применения приемника глобальной системы определения места (GPS). Ракета «Гарпун» с подводным стартом следует над водой с высокой дозвуковой скоростью, имеет радиус действия 80 миль (129 км) и оснащена активной РЛС наведения на цель на конечном участке траектории полета.

  Подводная лодка класса Astute  

Средства обнаружения.
    Для пуска ракет, а также торпед, которые составляют основные средства поражения ближнего радиуса действия, подводные лодки типа «Эстьют» имеют шесть 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов и будут вооружаться торпедами «Спиэфиш» или минами в качестве альтернативного варианта.
    Боекомплект состоит из 36 ракет или мин. Торпеда «Спиэфиш» производства компании «ВАЕ Системз» - это управляемая по проводам торпеда с активно-пассивным самонаведением, радиусом действия 65 км (40,4 мили), скоростью хода 60 уз и усовершенствованной боеголовкой направленного действия.
    Комплект аппаратуры радиоразведки и радиопротиводействия включает комплекс РЭР «Рейкал» UAP 4 и ложные цели, использованные также и на других лодках выдвижные устройства производства компаний «Тэйлс оптроникс» и «Мактаггарт Скотт», шахты которых не пронизывают корпус. Министерство обороны также представило технические требования для новой системы CESM (Communications-band Electronic Support Measures - средств связи и радиотехнического обеспечения) подводных лодок типа «Эсть-ют», а также лодок типов «Трафальгар» и «Свифтшур». Система разрабатывается для обеспечения подводных лодок всеми возможными средствами перехвата, распознавания, определения места целей и общего наблюдения за широким спектром сигналов средств связи.
    Подводные лодки типа «Эстьют» оснащаются однополосными навигационными РЛС и имеющими гораздо большее значение ГАК типа 2076 компании «Тэйлз андевотэ системз» (бывшая «Томсон Маркони сонар») - объединенным комплексом активно-пассивного поиска и управления стрельбой с носовыми, бортовыми гидрофонами и гидроакустической антенной на буксирно-кабельном устройстве. Этот ГАК будет также установлен на четырех подводных лодках типа «Трафальгар». Компания «Атлас хидрографик» обеспечивает поставку высокоточных эхолотов DESO 25, способных измерять глубину до 10 000 м. (32 810 футов). Два выдвижных устройства «Тейлз» СМОЮ, серьезно доработанные компанией «Мактаггарт Скотт», предназначены для установки теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, телевизионной системы ночного видения и цветного бинокулярного телевизионного средства обнаружения. Компания «Рейсеон системз» поставляет запросчики-ответчики системы опознавания «свой - чужой».
    Усовершенствованная энергетическая установка Значительное количество энергии, необходимое для этих подводных лодок больших размеров, обеспечивает ядерный реактор «Роллс-Ройс» PWR 2 и две турбины компании «Элстом» (бывшая «Дженерал электрик корпорейшн»), вращающие один вал и водометный движитель производства компании «Роллс-Ройс». Последний состоит из обеспечивающих «реактивное» движение роторных лопастей в неподвижной водопроточной трубе. Имеются два запасных дизеля, а также аварийный ходовой двигатель, вращающий убирающийся вспомогательный движитель. Интегрированные управляющие цифровые системы и сопутствующие системы управления рулем, регулирования глубины погружения и в целом контролирующие состояние подводной лодки поставляются компанией «CAE Электронике».
    PWR 2 - ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением второго поколения, первоначально разработанный для подводных лодок типа «Вэнгард» с БРМБ «Трайдент». Между тем существующие реакторы с водяным охлаждением под давлением обеспечивают дальность плавания. сопоставимую с 20 кругосветными путешествиями, PWR 2 с защищенной активной зоной имеет почти вдвое большие возможности, что на практике означает отсутствие необходимости его перезагрузки в течение всего срока службы. Основные элементы реактора PWR 2 - проточный контейнер компании «Бэбкок энерджи», основные насосы для подачи охладителя компаний «Дженерал электрик корпорейшн» и «Виз», защита реактора и системы управления компаний «Сименс плес-сей» и «Сон отомэйшн».