Полугусеничный бронеавтомобиль «Аллис-Чалмерс» модель 1916 г.
Россия 


  Полугусеничный бронеавтомобиль Аллис-Чалмерс  
 
Тактико-технические характеристики полугусеничного бронеавтомобиля «Аллис-Чалмерс» модель 1916 г.
Боевая масса, т: 12,0;
Экипаж, чел.: 7;
Бронирование, мм: 6,5;
Вооружение: 76-мм пушка, два 7,62-мм пулемета «Максим»;
Двигатель: «Аллис-Чалмерс», 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 50 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 4,16;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 12-15.
 

    К середине 1915 года русская армия накопила богатый опыт по использованию нового типа боевой техники — броневых автомобилей. К этому времени стало совершенно очевидно, что используемые в качестве базы для броневиков шасси обычных коммерческих автомобилей не годятся для этих целей. Одной из основных причин этого являлась, прежде всего, их низкая проходимость по фунтовым дорогам и полное отсутствие таковой при езде по бездорожью. Многие военные видели один выход из создавшегося положения — использовать для постройки бронеавтомобилей тракторную базу.


  Бронеавтомобиль Аллис-Чалмерс 1916 г.  

     Одним из активных сторонников такого подхода был полковник артиллерии Гулькевич. В июле 1915 года он получил патент на изобретенный им «новый способ бронирования и вооружения тракторного самохода, могущего свободно передвигаться при самых трудных условиях — по пахоте грязи снегу, оврагам» 3 марта 1916 года автор изобретения представил соответствующий проект в комиссию по бронеавтомобилям Главного Военно-технического Управления, ведавшего оснащением русской армии броневиками. Одновременно Гулькевич сообщил, что на свои собственные средства он уже ведет постройку такого трактора на Обуховском сталелитейном заводе. Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила необходимый для продолжения работ кредит. Одновременно с этим, ввиду загруженности Обуховского завода различными заказами, изготовление машины поручили Путиловскому заводу. В ноябре 1916 года бронировка трактора. получившего название «Илья Муромец», была закончена. В качестве базы для бронирования Гулькевич выбрал гусеничный артиллерийский тягач американской фирмы «Аллис-Чалмерс мотор трак». Десять таких машин были закуплены военным ведомством весной 1916 года для испытания в качестве тягачей тяжелых орудий.
     Для повышения маневренности в бою машину оборудовали вторым постом управления. установили стартер и усилили передние колеса, обеспечивавшие управление трактором на ходу. Полностью бронированный корпус, склепанный из 6,5 мм броневых листов, делился на два отделения, сообщавшихся между собой. В переднем размещались, сиденье водителя, запасы патронов, горючего и вращающаяся башня с двумя пулеметами «Максим» в специальных шаровых установках конструкции Гулькевича. В заднем отделении размещались. запас снарядов, второй пост управления и 76-мм (3-дюймовая) пушка с углом обстрела по горизонту 90°. «Илья Муромец» должен был идти в бой задним ходом, чтобы иметь возможность выйти из-под огня противника, не разворачиваясь, поэтому его основное вооружение размещалось в кормовой части.
     «Аллис-Чалмерс» имел 50-киловатный (68 л. с.), карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, трансмиссию, обеспечивавшую движение вперед на четырех передачах и задним ходом на одной, и независимую подвеску гусениц, которые могли поворачиваться одна относительно другой в вертикальной плоскости. При полной боевой нагрузке с экипажем из 7 человек, масса забронированного тягача составляла 12 тонн, а скорость по дороге не превышала 12-15 км/ч.
     Испытания «Ильи Муромца», проведенные в ноябре-декабре 1916 года, продемонстрировали его высокие боевые качества. В конце 1916 года Путиловский завод получил заказ на второй образец, который был построен в марте 1917 года и получил название «Ахтырец». Его испытания прошли в апреле того же года, после чего обе машины были переданы Запасному броневому дивизиону, дислоцировавшемуся в Петрограде.


  Полугусеничный бронеавтомобиль Аллис-Чалмерс 1916 г.  
 
Полностью бронированный полугусеничный бронеавтомобиль «Аллис-Чалмерс» модель 1916 г «Илья Муромец», вооруженный 76-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами «Максим».
 

     Разрабатывая тактические планы боевого применения бронированных тракторов своей конструкции, полковник Гулькевич предлагал использовать их массированно, придавая по 40 машин каждому армейскому корпусу в качестве эффективного средства прорыва укрепленных позиций противника. По замыслу Гулькевича, в бою часть машин должна была буксировать 107-мм (42-линейную) полевую пушку и боеприпасы к ней для развития успеха в глубине обороны.
     После октябрьской революции 1917 года оба бронированных трактора вместе с другими броневиками Запасного бронедивизиона попали в руки большевиков. В октябре 1917 года «Илья Муромец», переименованный в «Красный Петербург», охранял Смольный, а «Ахтырец» 29 октября 1917 года вместе с тремя другими бронеавтомобилями отправили в Москву устанавливать власть Советов. 1-2 ноября броне трактор участвовал в боях на Кудринской площади, улицах Поварской и Бронной, поддерживая огнем отряд подольской Красной гвардии. В сентябре 1918 года «Ахтырец» был отправлен в Казань, где вошел в состав 3-го автобронеотряда Красной Армии. В течение 1918-1919 годов броневик участвовал в боях на Восточном фронте, а в январе 1920 года прибыл для ремонта в Москву «Красный Петербург» всю гражданскую войну числился в резерве Броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В 1922-1923 годах из-за отсутствия запасных частей обе машины пошли на слом.


   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика