Бронеавтомобиль «Фиат» 1916 г.
Россия 

  Бронеавтомобиль Фиат  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Фиат»
Боевая масса, т: 5,3;
Экипаж, чел: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 4800, ширина - 1880, высота - 2540, дорожный просвет - 350;
Бронирование, мм: корпус - 7, башни - 7, крыша - 5;
Вооружение: два 7,62 - мм станковых пулемета «Максим»;
Боекомплект: 6000 патронов;
Двигатель: «Фиат», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, мощность 52,9 кВт;
Удельная мощность. кВт/т: 9,98;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 60, по проселку - 30-40, на реверсе - 15-18;
Запас хода, км: по шоссе до 140, по проселку - 100.
 

21 февраля 1916 года Англо-Русский правительственный комитет в Лондоне заключил с одним из заводов фирмы «Фиат», находившимся в Америке, контракт на постройку 90 шасси для бронеавтомобилей со сроком поставки к 1 ноября 1916 г. Фирма отработала заказ достаточно быстро, использовав в качестве базы свое легковое шасси усиленное более прочным задним мостом со сдвоенными колесами от американского 1,5-тонного грузовика. На шасси установили более мощный 72-сильный двигатель и задний пост управления. Первая партия таких шасси получивших обозначение Фиат-тип 55, ушла в Россию летом 1916 г.

Одновременно с выдачей заказа Броневой отдел Военной автомобильной школы разрабатывал проекты бронировки «Фиата». Первоначально их было пять, различавшихся в основном размещением вооружения. Но после обсуждения выбрали наиболее удачный вариант, утвержденный 23 апреля 1916 г Комиссией по броневым автомобилям. Бронировку «Фиатов» поручили Ижорскому заводу Морского Ведомства, который петом 1916 г подготовил необходимые рабочие чертежи. Постройка опытного броневика началась в сентябре, а 2 декабря машина совершила первый пробег по маршруту Колпино-Петроград.

Бронеавтомобиль Фиат 1916 г.

Испытания пробного бронеавтомобиля, проведенные 2-16 декабря 1916 г., показами что в целом он был сконструирован удачно, а благодаря мощному двигателю обладал хорошими динамическими качествами (скорость достигала 65-70 км/ч). Однако наклонный броневой лист перед радиатором не обеспечивал нормального охлаждения двигателя и недостаточно надежно защищал его от свинцовых брызг. Поэтому лист заменили двумя створками (по типу машин «Армстронг-Уитворт»), открывавшимися с места водителя при помощи металлических тяг. В таком виде броневик был принят для серийного производства, которое началось в январе 1917 г. Всего к апрелю 1918 г было изготовлено 47 бронемашин «Фиат».
Ижорцы выполнили бронировку радиатора двигателя лобового листа кабины водителя с некоторым расчетом на рикошет. Вертикальная броня имела толщину 7 мм (крыша — 5 мм) и пробивалась обычной винтовочной пулей с дистанции 75 шагов, бронебойной — с 350 шагов. Во избежание поражения экипажа мелкими осколками, откалывающимися от внутренней поверхности брони при обстреле, был использован войлочный подбой. Общая масса бронирования достигала 1,2 т, а в целом боевая масса бронеавтомобиля составила 5,3 тонны. Экипаж «Фиата» состоял из пяти человек командира, двух водителей и двух пулеметчиков.
Для входа и выхода из машины по бортам в задней части корпуса имелись две двери с полукруглым верхом. Обзор экипажу обеспечивали смотровые люки, лобовой в виде обшей панели, а на некоторых машинах — два раздельных, кормовой и по одному в каждой входной двери. Просвет смотровых щелей регулировался, кроме того, на некоторых машинах были установлены многослойные пуленепробиваемые стеклоблоки. Порты бокового обзора имели круглую форму. Все двери, люки и щели закрывались изнутри и снаружи могли быть открыты только с помощью специальных ключей.
При проектировании бронекорпуса ижорского «Фиата» русские конструкторы учли недостатки машин, построенных в Англии на похожем шасси. Прежде всего, была увеличена высота башен цилиндрической формы, смонтированных на кронштейнах и роликах и снабженных специальными вентиляционными приспособлениями. Диагональное расположение башен увеличило сектор обстрела до 290°, при этом габарит по ширине корпуса уменьшился в сравнении с поперечным расположением башен, а мертвое пространство составило 30 шагов. Во избежание попадания свинцовых брызг внутрь броневика место соединения башен с корпусом прикрывалось горизонтальным броневым кольцом.

Основным вооружением бронеавтомобиля «Фиат» были два башенных пулемета водяного охлаждения системы «Максим» в амбразурных установках. Пулеметы, установленные на зенитных станках с углом возвышения около 80° снаружи прикрывались броневыми щитками. С целью уменьшения нагрева воды в кожухе пулемета в башне помещался добавочный бак с водой, соединенный с кожухом посредством шланга. Для пулеметной коробки привешивалась специальная железная корзина. В состав боекомплекта входили 24 пулеметные ленты (по 12 на ствол), 4 из них были снаряжены бронебойными пулями. Эффективной огонь был возможен только с коротких остановок, с ходу — только по скоплениям живой силы на близкой дистанции. Пулеметчики размещались в специальных подвесных брезентовых поясах или на сиденьях с основаниями, заделанными в пол машины.
При возникновении угрозы захвата бронемашины противником или невозможности эвакуировать поврежденную машину с поля боя предусматривалось ее вынужденное уничтожение. Для этого в бронемашине имелось незначительное количество подрывного имущества.


  Схема бронеавтомобиля Фиат  

В моторном отсеке в передней части машины был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Фиат», развивавший мощность 52,9 кВт (72 л. с.). Запуск двигателя осуществлялся электростартером или снаружи вручную с помощью заводной рукоятки. На хорошей дороге с твердым покрытием 5,3-тонный «Фиат» разгонялся до 60 км/ч, при движении по проселку его средняя скорость достигала 30-40 км/ч. На реверсе, при управлении с заднего рулевого поста, скорость бронемашины не превышала 15-18 км/ч. При запасе горючего 80-100 л, и расходе порядка 0,8 л на 1 км, дальность хода составляла от 100 до 140 км.
В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались деревянные колеса артиллерийского типа с массивными спицами и шинами-гусматиками, которые при хорошей выработке обеспечивали пробег свыше 3000 км. На задней оси устанавливались сдвоенные колеса.
Проходимость броневиков «Фиат» была ограничена шоссейными дорогами, проселками с твердым грунтом достаточно прочными и исправными мостами. Уклоны в 15-18°, канавы, ручьи с мягким дном и броды глубже 0,5-0,6 м, проволочные заграждения, засеки, колья и т. п., являлись для них непреодолимыми препятствиями. Кроме того, большие габариты машины препятствовали движению на узких лесных дорогах и в густом кустарнике. Тем не менее, по проходимости «Фиаты» превосходили все остальные бронеавтомобили, состоявшие на вооружении русской армии.
23 ноября 1916 г комиссия по бронеавтомобилям обсуждала вопрос об установке на этих машинах движителя прапорщика А. Кегресса. Решено было «выпускать «Фиаты» без приспособления Кегресса, так как его изготовление значительно задержит выпуск броневиков». Но в перспективе предполагалась установка «кегрессов» на уже готовые машины. Поэтому изобретателю поручили разработать установку его приспособлении на бронеавтомобиль «Фиат». Однако этот проект осуществлен не был.

29 апреля Совет Центроброни заключил с Ижорским заводом договор на бронирование еще 54 «Фиатов» по цене 30000 рублей за штуку, 33 машины были изготовлены к октябрю 1918 г, но дальнейшие работы пришлось прекратить из-за отсутствия необходимых шасси. Попытки использовать американские легковые автомобили «Фиат» 60x90, успеха не имели из-за их ненадежной базы. Правда, в марте 1920 г Ижорский завод специально для этого шасси разработал проект облегченного бронирования с частичным использованием схемы «Остина». Путиловского завода Были изготовлены две такие машины, принимавшие участие в подавлении Кронштадтского восстания в 1921 г.
«Фиаты» начали поступать на вооружение Красной Армии летом 1918 г. и приняли активное участие в гражданской войне. Например, 1 марта 1920 г. В бронечастях Красной Армии Западного фронта находилось 43 бронеавтомобиля, из них 16 были ижорскими «Фиатами».
В качестве трофеев несколько машин этого типа достались и белым. Так, один броневик, названный «Россия», входил в состав Северо-Западной Армии генерала Юденича. Летом и осенью 1919 г. бронеавтомобиль действовал под Ямбургом, Гатчиной, Алексеевкой. Четыре-пять «Фиатов» имелось и в бронечастях Вооруженных Сил Юга России. Один из них под названием «Товарищ Артем» был захвачен у красных 24 июня 1919 г. при взятии Харькова. Переименованный в «Полковник Туцевич», он действовал в составе Добровольческой Армии до осени 1919 г.


  Бронеавтомобиль Остин-Кегресс  
 
Один бронеавтомобиль «Фиат» был захвачен немцами, получил имя «Лотхен» и эксплуатировался в составе бронетанковой части «Кокампф»
 

Во время гражданской войны ижорские «Фиаты» были вторыми по численности (после «Остинов») броневиками России.
Благодаря мощному двигателю и надежному дисковому сцеплению они превосходили все остальные броневые автомобили по проходимости на грунтовых и проселочных дорогах. Однако из-за того, что для «Фиатов» в качестве базовых использовались легковые шасси (хотя и усиленного типа), у них были недостаточно прочными задние рессоры и дифференциал заднего моста. Поэтому по возможности его заменяли мостом от грузовиков «Фиат 1,5 т».
Служили «Фиаты» и в армиях других стран; один из них попал в руки немцев. Под названием «Лотхен» машина участвовала в боях в Берлине в 1919 г. Как минимум, одна машина этого типа имелась в румынской армии.
Двумя «Фиатами» располагала и польская армия. Первый был захвачен 25 апреля 1920 г. у деревни Марусино машина угодила в канаву и была оставлена командой. Второй «Фиат», захваченный вместе с экипажем 31 мая 1920 г. в районе Бобруйска, получил название «Генерал Довбор». Оба броневика участвовали в советско-польской войне, а после ее окончания состояли на вооружении польской армии до начала 30-х гг. А в 1921 г. РККА передала два «Фиата» Монголии, в армии которой они служили до начала 30-х гг.

В конце 1921 г. в автобронеотрядах Красной Армии числилось 55 машин «Фиат». Благодаря наличию запасных частей, используемых от грузовиков АМО Ф-15 (задний мост, элементы двигателя и рулевого управления), эти броневики находились на вооружении броневых частей РККА до 1930 г. К 1 марта 1931 г. в учебных заведениях и на военных складах еще числилось 40 таких машин.
Один бронеавтомобиль «Фиат» постройки Ижорского завода сохранился до сегодняшнего дня и является частью экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.


   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.