Пулеметный автомобиль «Панар-Левассор»
модель 1904 г.
Франция 


  Пулеметный автомобиль Панар-Левассор модель 1904 г.  
 
Пулеметный автомобиль капитана Жанти «Панар-Левассор» 24CV модель 1904 г.
 

    Легкую подвижную машину с вспомогательным вооружением для самозащиты при выполнении разведывательных функций первым во Франции разработал капитан Жанти, интересовавшийся всеми техническими новинками и известный своими опытами по использованию велосипеда для военных нужд (он же сконструировал первый складной велосипед). Жанти сразу увлекся автомобильной техникой и очень быстро приобрел известность, участвуя в автогонках под псевдонимом Ла Тулубр.
     В 1900 году капитан Жанти входил в состав военной комиссии по изучению автомобилей, представленных армии для последующего приобретения Годом позже его пригласили читать курс по автомобильной технике в высшей военной школе. Приобретение в 1899 году трех автомобилей, позволило сформировать в Венсенне роту автомехаников, командование которой Жанти принял 12 июля 1901 года. Он занимался ремонтом и обслуживанием машин наравне со своими подчиненными, и именно тогда ему в голову пришла идея вооружить пулеметом обычную штабную машину. С этого момента вся его дальнейшая деятельность была подчинена одной цели — создать полноценную боевую машину и разработать тактику ее применения.
     Капитану выделили «Панар-Левассор» 24CV 1904 года выпуска, и он приступил к опытам и испытаниям, которые не имели ничего общего с обычными штабными задачами, возлагавшимися на автомобили. Машина устраивала Жанти мощности двигателя хватало, чтобы развивать на дороге скорость около 70 км/ч, запас хода составлял 250 км, имея большой дорожный просвет, машина не боялась неровностей местности, а жесткая усиленная деревянная рама обеспечивала ей гибкость и прочность одновременно. Оборудованием боевого отделения занимался сам капитан: он разместил в нем два шкворня (один спереди, второй сзади) для установки пулемета и механизмов наведения. При стрельбе вперед пулеметчик сидел на заднем сиденье, для стрельбы назад он пересаживался на круглое сиденье, находившееся за водителем. Слева от него в ковшеобразном сиденье располагался второй номер расчета. Для удобства обслуживания пулемета его сиденье могло поворачиваться в любое положение. Боекомплект к 8-мм пулемету «Клеман-Байяр» модель 2 состоял из 2160 патронов, хранившихся в девяти патронных коробках. Кроме того, в состав штатного снаряжения входила тренога для использования пулемета вне машины и подзорная труба для наблюдения за местностью. Использование машины Жанти на военных учениях в 1906 и 1907 годах увенчалось несомненным успехом.


  Пулеметный автомобиль Панар-Левассор  
 
Пулеметный автомобиль капитана Жанти «Панар-Левассор» 24CV модель 1904 г., вооруженный 8-мм пулеметом «Клеман-Вайяр» 2-й модели. 1907 г.
 

     Между тем ситуация в Марокко заметно ухудшилась: прокатилась волна бунтов в Фезе, начались грабежи на мароккано-алжирской границе. Командир Оранской дивизии генерал Лиотей обратился в военное министерство с просьбой отправить ему бронеавтомобиль, преследуя при этом две цели во-первых, обеспечить патрулирование обширного театра военных действий, а во-вторых, поразить воображение местных арабских племен (этот психологический аспект был продиктован удачным опытом русского генерала Куропаткина во время русско-японской войны 1905 года. Генерал Лиотей внимательно следил за этой кампанией и изучал последствия применения нового оружия).
     Капитан Жанти и его «Панар-Левассор» отправились в путь 7 декабря 1907 года и прибыли к месту назначения 18 декабря. На 4 февраля 1908 года общий пробег машины с начала ее службы в Марокко составил 4000 км. Спустя три дня произошла первая авария, которая закончилась для капитана Жанти переломом руки. Вынужденную паузу, связанную с ремонтом машины, он использовал, чтобы усовершенствовать карбюратор собственной конструкции.


  Полугусеничный бронеавтомобиль Аллис-Чалмерс  
 
Пулеметный автомобиль капитана Жанти «Панар-Левассор» 24CV модель 1904 г., 2-й модели. 1907 г.
 

     Учитывая несомненный успех бронеавтомобиля, командование французских войск в Марокко запросило еще две машины. Артиллерийское управление поторопилось удовлетворить эту просьбу, изыскало кредиты и выдала соответствующий заказ фирме «Панар-Левассор». К сожалению, контрольный орган административно-хозяйственной службы отказался утвердить выданный заказ без объявления тендера. В связи с этим возникла необходимость разработать технические условия на заказываемую технику и провести консультации со всеми производителями. Капитан Жанти. находившийся в Марокко, не участвовал в этой работе.
     Тендер выиграла фирма «Клеман-Байяр», запросив меньшую сумму, чем остальные конкуренты. Все формальности отняли немало времени, и контракт на сумму 16950 франков был подписан только 4 мая. После приемки готовых автомобилей стало видно, что шасси «Клеман-Байяр» не соответствуют выдвигавшимся требованиям более длинные и тяжелые, машины имели меньший дорожный просвет и с трудом преодолевали неровности дороги. Система охлаждения двигателя также оставляла желать лучшего. В результате было принято решение вызвать во Францию капитана Жанти и выслушать его мнение. Но 14 июня 1908 года на обратном пути произошел несчастный случай, в результате которого Жанти повредил позвоночник и практически лишился возможности ходить и говорить. После длительного лечения в госпитале Жанти отправили в отпуск, а затем на пенсию.
     Два «Клеман-Байяра» все же отправились в Марокко, где за год прошли не более 2000 км. Сильно поврежденный в аварии «Панар» капитана Жанти был доставлен во Францию, восстановлен на фирме «Панар» (ремонт обошелся в 4000 франков) и в марте 1909 года вновь отправлен в Марокко, где с нетерпением ожидали его возвращения.
     Идя навстречу настойчивым просьбам командования армейской группировки в Марокко, в июне 1909 года руководство военного ведомства приняло решение заказать две новые бронемашины, аналогичные модели капитана Жанти. Для этого были разработаны новые технические условия — на сей раз, несмотря на состояние здоровья, самим Жанти.
     И снова задержка эти технические условия практически повторяли описание машины «Панар-Левассор» образца 1904 года, что вызвало бурные протесты других фирм. Под их нажимом технические условия пришлось пересмотреть, и снова верх одержала фирма «Клеман-Байяр». Однако предыдущий опыт не прошел даром две новые машины оказались более приспособленными для выполнения возложенных на них задач и в июне 1910 года были отправлены в Северную Африку.


  Бронированный пулеметный автомобиль «Панар-Левассор» модель 1914 г.  
 
«Панар-Левассор» 24CV, обшитый бронелистами и вооруженный 8-мм пулеметом Гочкис, 1914 г.
 

     Ситуация в Марокко продолжала ухудшаться, и от командования французских войск пришел заказ еще на три пулеметные машины 25 апреля 1911 года военный министр Берто санкционировал их покупку и, пользуясь своим служебным положением, потребовал, чтобы подряд был передан фирме «Панар-Левассор» для постройки — в кратчайшие сроки — машин, аналогичных автомобилю капитана Жанти. Но, модель 1904 года была уже снята с производства. Тем не менее, генеральный директор фирмы Кребс заверил министра, что «Панар-Левассор» выполнит заказ. 28 апреля 1911 года заказ был сделан в устной форме, и работа началась уже через 15 часов. В первых числах мая пришел и официальный приказ.
     18 мая 1911 года первый «Панар-Левассор» прибыл в Венсеннские автомастерские для оборудования пулеметными установками, и уже на следующий день отправился в Оран. 31 мая за ним последовала вторая машина, а 17 июня — третья. Два первых автомобиля прибыли на место вовремя, чтобы во главе французских войск войти в освобожденный Фез.
В 1914 году «Панар-Левассор» 24CV был вновь использован в качестве базы для постройки импровизированного (как и большинство других бронемашин начального периода первой мировой войны) бронеавтомобиля. Кузов открытой четырехместной машины обшили листами стали, а за передними сиденьями на шкворневой установке смонтировали 8-мм пулемет «Гочкис».


   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика