Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 231/232 (8-Rad)
Германия 

  Бронеавтомобиль Sd.Ktz. 231  
 
Тактико-технические характеристики тяжелого
бронеавтомобиля Sd.Kfz. 231/232 (8-Rad)
Боевая масса, т: 8,3;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина - 5850, ширина - 2200, высота - 2350, колея - 1600, колесная база - 1350+1400+1350, дорожный просвет - 280;
Бронирование, мм: лоб корпуса (верх/низ) - 15/8, борт и корма - 8, лоб башни - 15, борт и корма башни - 8, крыша корпуса и башни - 6, днище - 5;
Вооружение: 20-мм автоматическая пушка KwK30 L/55 или KwK38 L/55, 7,92 мм пулемет MG 34;
Боекомплект: 180 выстрелов, 2100 патронов (1500 патронов - Sd.Kfz. 232 (8-Rad);
Двигатель: «Бюссинг-НАГ» L8VG, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 7913 см3, мощность 110,3 кВт при 3000 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 13,29;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 90, по проселку - 30;
Запас хода, км: по шоссе - 300, по проселку - 170;
Запас топлива, л: 150;
Расход топлива на 100 км, л: 46;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град - 30, ров, м - 1,24, стенка, м - 0,48, брод, м - 1,0.
 

Армия нуждалась в бронемашинах, обладавших повышенной проходимостью по пересеченной местности, поэтому в 1934 году управление вооружений сухопутных войск немецкой армии заключило с фирмой «Дойче веерке» контракт на разработку нового восьмиколесного шасси со всеми ведущими и управляемыми колесами, которое стало бы базой для новой серии восьмиколесных бронеавтомобилей, способных заменить созданные ранее шестиколесные бронемашины серии Sd. Kfz. 231.

В 1935 году Германия вернула себе контроль над Рейнской областью и восстановив прежнее положение, открыто пошла на нарушение положений Версальского мирного договора, накладывавшего на Германию ряд ограничений в военной области. Без долгих проволочек были разработаны проекты восьмиколесных бронеавтомобилей, которые спустя три года легли в основу следующих модификаций:
- Sd. Kfz. 231 (8 Rad) — тяжелый бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и пулеметом,
- Sd. Kfz. 232 (8 Rad) — тяжелый бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и пулеметом, оборудованный средствами связи,
- Sd.Kfz. 233 (8 Rad) — тяжелый безбашенный бронеавтомобиль с 75-мм пушкой StuK L/24, установленной в открытой надстройке,
- Sd. Kfz. 263 Fu (8 Rad) — тяжелый бронеавтомобиль с корпусом увеличенной высоты, пулеметом в лобовом листе и мощной радиостанцией.


  Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Ktz. 231 (8 Rad)  
 
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Ktz. 231 (8 Rad)
 

Первоначально прототипы были названы «Versuchskraftfahrzeug» (экспериментальная машина) 623 и 624. В середине 1937 года машинам присвоили обозначения Sd.Kfz. 231 и Sd. Kfz. 232, а в октябре 1939 года к ним добавили идентификатор 8-Rad (8 колес), чтобы отличать восьмиколесные бронемашины от их шестиколесных предшественниц.
Серийное производство бронемашин осуществлялось фирмами «Дойче веерке» и «Ф Шихау». Первая производила комплектующие узлы и агрегаты, вторая осуществляла окончательную сборку бронеавтомобилей. С сентября 1936 по сентябрь 1943 года ими было выпушено 607 бронеавтомобилей модификаций Sd. Kfz. 231/232 (8-Rad) на шасси с заводскими номерами 59902-87267.
Первый в мире серийный четырехосный полноприводной (8x8) бронеавтомобиль Sd. Kfz. 231 (8-Rad), ставший основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта периода второй мировой войны, был построен по компоновочной схеме с задним расположением двигателя, двумя постами управления и восемью ведущими колесами. Полностью закрытый корпус бронемашины имел достаточно сложную конфигурацию и изготавливался методом сварки из листов катаной стали дифференцированной толщины, которые устанавливались с рациональными углами наклона. Толщина бронировки зависела от важности и уязвимости защищаемых узлов и агрегатов, а также от размещения членов экипажа в машине. Так, верхний лобовой лист имел толщину 15 мм при наклоне 28°, нижний — 10 мм при наклоне 35°. Бронировка бортов состояла из узкого верхнего и широкого нижнего рядов 8-мм бронелистов угол наклона которых составлял 35°. При этом в поперечном сечении корпус бронемашины имел форму двух трапеций с общим основанием, перевернутых наиболее узкой стороной вниз. Толщина кормовых листов достигала 8-10 мм при угле наклона 35°,крыша корпуса бронировалась 6-мм листами. которые над боевым отделением устанавливались строго горизонтально, а над задней частью корпуса, где размещался моторный отсек. — под углом 84° к вертикали. При изготовлении днища использовались листы стали толщиной 5 мм. Дополнительную защиту носовой части машины обеспечивал согнутый под тупым углом 10-мм броневой щит, который крепился на расстоянии 50 см от корпуса с помощью кронштейнов из стального уголкового профиля и боковых перфорированных пластин. придававших конструкции жесткость. Пустое пространство между корпусом и вынесенным вперед бронещитом экипажи использовали для размещения различного снаряжения: брезентовых чехлов, камуфляжных сетей, канистр с водой и топливом и т. д..

С июля 1942 года толщина этого бронещита была увеличена до 30 мм. Такая бронировка обеспечивала экипажу, состоявшему из четырех человек - командира, наводчика и двух механиков-водителей, один из которых выполнял функции радиста, надежную защиту от пуль со стальным сердечником, а также от осколков снарядов и мин небольшого калибра.
Для посадки в бронемашину в нижней части бортов между второй и третьей осями имелись двустворчатые входные люки.


  Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 232 (8 Rad) поздней производственной серии  
 
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 232 (8 Rad) поздней производственной серии
 

Их трапециевидные створки крепились на внешних шарнирных петлях и открывались наружу и вниз. Еще один двустворчатый люк был предусмотрен в верхнем бронелисте передней части корпуса. И наконец, попасть в машину или покинуть ее можно было также через два башенных люка двустворчатый в задней стенке башни и одностворчатый на ее крыше.
В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором слева располагался водитель. Место справа мог занимать любой член экипажа, не занятый выполнением своих непосредственных обязанностей, например водитель заднего поста управления Обзор им обеспечивали узкие прямоугольные окна в лобовой стенке и бортах отделения управления. В боевой обстановке окна закрывались бронекрышками, смотровые щели которых были оборудованы пуленепробиваемыми стеклопакетами. Точно такие же смотровые приборы имелись и в кормовой части корпуса, где находилось рабочее место водителя заднего поста рулевого управления.
Боевое отделение начиналось сразу же за передними сиденьями и включало в себя шестигранную коническую башню кругового вращения, в которой располагались командир машины и наводчик. Башня изготавливалась из бронелистов толщиной 8 мм, установленных под углом 30° В 15-мм лобовом листе башни в маске такой же толщины было смонтировано основное вооружение бронемашины — 20-мм пушка KwK30 L/55 или KwK38 U55 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 34. Угол возвышения вооружения составлял +26°, снижения -10°. Возимый боекомплект насчитывал 180 выстрелов и 2100 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.
Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел TZF6. Обзор из башни в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, оборудованные триплексами две в створках башенного люка и по одной в бортовых стенках башни.

В кормовой части корпуса бронемашины располагался моторный отсек, отделенный от боевого отделения противопожарной перегородкой. В нем был установлен восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Бюссинг-НАГ» L8V-G с рабочим объемом 7913 см3, который развивал мощность 110.3 кВт (150л с.) при 3000 об/мин. Машины поздних производственных серий оснащались более мощными 132,4-киловаттными (180 л. с.) двигателями с рабочим обьемом 8363 см3.


  Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 232  

Вращающий момент передавался от двигателя на колеса машины через трансмиссию «Бюссинг-НАГ» GS, в состав которой входили трехскоростная коробка передач преселекторного типа с двухдисковым сухим сцеплением, демультипликатор, самоблокирующийся дифференциал и механические тормоза. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, а демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки до 24. Такая силовая установка позволяла 8,3-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 90 км/ч. При езде по проселочным дорогам максимальная скорость не превышала 30 км/ч.
Доступ к двигателю с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали два люка с откидными крышками в бортах моторного отсека и большой двустворчатый люк на его крыше. Выше располагалось вентиляционное жалюзи моторного отсека, которое регулировалось с места водителя причем количество открывавшихся секций зависело от конкретных погодных условий. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади задних крыльев.
В четырехосной полноприводной (8x8) ходовой части с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пневматическими шинами размером 210-18. Все колеса были управляемые, поэтому маневренность машины, несмотря на ее большую боевую массу, была довольно высокой. При повороте броневика поворачивались все восемь колес четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную, причем передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Над каждой парой колес имелись большие коробчатые крылья с угловатыми арками. В пустотах крыльев и на их верхней поверхности размещались ящики для хранения запасных частей и инструментов.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 232 (8-Rad)

Благодаря полному приводу и мощному двигателю машина отличалась высокой проходимостью и легко преодолевала рвы шириной до 1,24 м, вертикальные препятствия высотой до 0,48 и броды глубиной 1,0 м. Топливные баки Sd. Kfz. 231 вмещали 150 литров бензина, и с этим количеством горючего бронеавтомобиль мог пройти по шоссе 300 км, а по проселку 170 км.
В качестве средства связи на бронемашинах раннего выпуска устанавливалась радиостанция Fu Spr, бронеавтомобили более поздних производственных серий получали радиостанцию Fu Spr Ger «f».
C 1937 года фирма «Дойче веерке» начала выпускать бронеавтомобили Sd Kfz 231 (8-Rad), которые оснащались радиостанцией Fu Spr Ger «а» и большой антенной рамочного типа. Эта модификация получила обозначение Sd. Kfz. 232 (8-Rad). Антенна крепилась над машиной на двух кормовых и двух башенных кронштейнах. Последние соединялись перемычкой с опорным узлом, который поддерживал антенну и при этом не мешал вращению башни. Машины позднего выпуска оснащались более мощными средствами связи: рациями Fu Spr Ger «f» и FuG 11 Se 100 (затем FuG 12 Se 80) со штыревой антенной с «метелкой». На установку дополнительной радиоаппаратуры потребовалось больше места, поэтому на Sd.Kfz. 232 (8-Rad) боекомплект к пулемету пришлось сократить до 1500 патронов.

Тяжелые четырехосные бронемашины Sd Kfz 231 (8-Rad) и Sd.Kfz. 232 (8-Rad) находились на вооружении вермахта практически всю войну и входили в состав тяжелых бронеавтомобильных взводов разведывательных подразделений танковых соединений.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.