Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.6
Германия 

  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.6  
 
Тактико-технические характеристики полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 6
Боевая масса, т: 7,375;
Грузоподъемность, т: 1,425;
Тяговое усилие, т: 5,0;
Экипаж, чел.: 9-15;
Габаритные размеры, мм: длина - 6320, ширина - 2260, высота - 2500, дорожный просвет - 400;
Бронирование, мм: нет;
Вооружение: нет;
Двигатель: «Майбах» HL 54 TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 5420 см3, мощность 84,6 кВт при 2600 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 11,47;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 52;
Запас хода, км: по шоссе - 300;
Запас топлива, л: 190.
 

В 1935 году фирмой «Бюссинг-НАГ» была разработана машина для инженерных войск Sd.Kfz.6, которая в свою очередь стала базой для нескольких серийных модификаций, производившихся совместно фирмами «Бюссинг-НАГ» и «Даймлер-Бенц» с 1939 по 1943 год. За этот период было построено 3660 машин, которые выполняли те же задачи, что и тягачи Sd.Kfz.11.
По немецким данным стоимость одного Sd.Kfz.6 составляла 30000 рейхсмарок, тогда как Sd.Kfz.11 обходился казне в 22000 рейхсмарок. Но, несмотря на то, что тягач Sd.Kfz.6 был тяжелее и стоил дороже, по своим техническим характеристикам он не намного превосходил Sd.Kfz.11.

Изначально Sd.Kfz.6 создавался как полугусеничная машина для инженерных войск, но в годы войны применялся для буксировки 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18 и 75 мм пушек, а кроме того послужил в качестве платформы для 37-мм зенитных пушек и трофейных советских 76-мм дивизионных пушек Ф-22.


  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 6/1  
 
Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz.6
 

На базе инженерной машины Sd.Kfz. 6 были построены следующие модификации:
— Sd.Kfz. 6/1 — артиллерийский тягач;
— Sd.Kfz. 6/2 — зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической зенитной пушкой Flak 36. Боевая масса машины возросла до 10,4 т, ее габаритные размеры составили 6320x2260x2500 мм. В состав экипажа самоходки входили 7 человек. Всего было построено 339 ЗСУ Sd Kfz 6/2;
— Sd.Kfz. 6/3 — самоходная артиллерийская установка с трофейной советской 76-мм дивизионной пушкой Ф-22 в высокой открытой сверху прямоугольной рубке, которая сваривалась из листов катаной стали толщиной 10 мм. Боевая масса машины составляла 10,5 т при габаритных размерах 6330x2260x2980 мм. Экипаж, этой полугусеничной САУ состоял из 5 человек. При движении по шоссейным дорогам машина развивала скорость до 50 км/ч. а с полным баком имела запас хода 317 км. Всего было построено 9 самоходок этого типа. Самоходные установки с пушкой Ф-22. получившей в вермахте обозначение FK 36(г), воевали в Северной Африке в составе 605-го противотанкового дивизиона.


  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 6/1 с 88-мм зенитный орудием на буксире  
 
Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 6/1 с 88-мм зенитный орудием на буксире во дворе завода фирмы «Бюссинг-НАГ».
 

Базовая модификация Sd.Kfz.6 была построена по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и полугусеничной ходовой частью. Открытый сверху, небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами.
В отделении управления находились рабочие места водителя и командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования.

За водительской кабиной, отделенной от задней части кузова невысокой перегородкой, на двух рядах сидений, расположенных поперек кузова, размещался артиллерийский расчет в составе 6-7 человек. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент.
В моторном отсеке тягача был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 54 TUKRM с верхним расположением клапанов. Рабочий объем двигателя составлял 5420 см и при 2600 об/мин он развивал мощность 84.6 кВт (115 л. с.).


  76-мм самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz.6/3  
 
76-мм самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz.6/3 с трофейной советской дивизионной пушкой Ф-22
 

С двигателем тягача взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом «Фихтепь унд Сакс мекано» PF220K, четырехскоростная планетарная коробка передач 021-32785 U50 «Ганомаг», обеспечивавшая движение вперед на четырех скоростях и задний ход, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передана. Переключение скоростей осуществлялось с помощью двух рычагов, располагавшихся справа от сиденья механика-водителя. Передние колеса оборудовались пневматическими дисковыми тормозами «Клетрак» (вспомогательный тормоз), ведущие колеса гусениц — также пневматическими дисковыми тормозами (главный тормоз).


  Самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz.6/3  
 
76-мм самоходная артиллерийская установка Sd.Kfz.6/3
 

Силовая установка позволяла тягачу с боевой массой 7,375 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 52 км/ч. С полным баком, вмещавшим 190 литров бензина, запас хода составляй 300 км.
В состав полугусеничной ходовой масти тягача входили: управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 7,50-20 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью.

Опорные катки с восемью круглыми отверстиями штамповались из листовой стали толщиной 8-12 мм и снабжались резиновыми бандажами. Ведущие колеса были литыми. В ходовой части применялись мелкозвенчатые, одногребневые, однопальцевые гусеницы шириной 280 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.
На 1 марта 1945 года в частях вермахта оставалось еще 757 машин Sd.Kfz.6 разных модификаций.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.