Легкий бронеавтомобиль «Форд» FT-B
Польша 


 
Легкий бронеавтомобиль Форд FT-B
 
 
Тактико-технические характеристики легкого бронеавтомобиля «Форд» FT-В
Боевая масса, т: около 1,35;
Экипаж, чел.: 2;
Габаритные размеры, мм: длина - 3250, ширина - 1550, высота - 1730, колесная база - 2520, дорожный просвет - 230;
Бронирование, мм: вертикальное - 8, крыша - 3;
Вооружение: 7,92-мм пулемет «Максим» 08/15 или «Максим» 05/s;
Боекомплект: 1250 патронов;
Двигатель: «Форд». 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 2900 см3, мощность 16,55 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 12,26;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе до 50;
Запас хода по шоссе, км: до 250.
 

    Бронеавтомобиль «Форд» FT-B, известный также как Tf-c или модель 1920 года был первым броневиком построенным в Польше. Его корпус изготавливался из стальных листов которыми в годы первой мировой войны защищались траншеи немецкой пехоты, и устанавливался на хорошо зарекомендовавшее себя шасси «Форд» Т.
     Создателем машины был инженер Тадеуш Тацкий, ставший позднее конструктором польских автомобилей «CWS». Бронированные «Форды» строились в Варшаве на заводе «Герлах и Пульст», который производил также вагоны для бронепоездов. Прототип бронемашины был построен в июне 1920 года всего за две недели. Всего было выпущено 16-17 бронеавтомобилей «Форд» FT-В.


 
Бронеавтомобиль Форд FT-B
 
 
Легкий бронеавтомобиль «Форд» FT-В построенный на модифицированном и усиленном поляками шасси американского автомобиля «Форд» Т, был первым броневиком разработанным и построенным в Польше.
 

    К основным преимуществам этих боевых машин следует отнести скорость, маневренность и простоту обслуживания. Бронирование машин также было вполне удовлетворительным. И, что немаловажно, они имели очень маленькие размеры — советские бронемашины тех лет, например «Остин-Путилов», были почти вдвое больше. С другой стороны, теснота внутри польских бронеавтомобилей была неимоверная. Другая проблема заключалась в «некоторой капризности ходовой части». В 1921 году инженер Тацкий предложил построить еще 30 бронемашин улучшенной модели (в том числе с круглой башней большего размера), но тогда его предложение не заинтересовало командование польской армии.
     При производстве бронемашины использовалось шасси «Форд» Т, модифицированное и усиленное в Польше Бронекорпус, выполненный из листовой стали устанавливался на прямоугольную раму. Бронелисты монтировавшиеся вертикально имели толщину 8 мм. Бронирование верхней части корпуса и крыши башни имело толщину 3 мм. Этого вполне хватало, чтобы защитить экипаж из двух человек в составе водителя и командира-стрелка от огня стрелкового оружия и мелких осколков. Для входа в машину с каждой стороны корпуса имелся люк открывавшийся в сторону кормы. Радиатор был защищен бронированной крышкой. На крыше корпуса устанавливалась башня с вооружением.
     В передней части корпуса находилось моторное отделение, в котором устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель жидкостного охлаждения «Форд» с рабочим объемом 2900 см3, который развивал мощность 16,55 кВт (22,5 л. с.), что позволяло бронеавтомобилю двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью до 50 км/ч. Планетарная коробка передач обеспечивала движение вперед всего на двух скоростях и задний ход.
     Впереди, сразу за моторным отделением располагался водитель бронемашины. Обзор ему обеспечивало большое прямоугольное окно в лобовом листе, которое в боевой обстановке закрывалось опускающейся бронекрышкой. Слева от окна на корпусе крепилась одна фара. Все остальное внутреннее пространство машины занимало боевое отделение, на крыше которого была установлена вращающаяся башня трапециевидной формы с закругленной кормовой частью. В башне было смонтировано основное вооружение бронеавтомобиля — 7,92-мм пулемет «Максим» 08/15 или 05/s с боекомплектом из 1250 патронов.
     Ходовая часть машины соединялась с рамой при помощи подвески с полуэллиптическими поперечными рессорами. Ведущей была задняя ось. Деревянные спицованные колеса «обувались» в шины размером 30-3,5, заполненные пористой массой.


 
Легкий бронеавтомобиль FT-B
 
 
Компоновка легкого бронеавтомобиля «Форд» FT-В
 

    Бронеавтомобили «Форд» FT-B окрашивались в камуфляж по так называемой «японской» схеме яркие желтовато-песочные, темно-зеленые и темно-коричневые пятна имели тонкую черную обводку.
     Едва первые бронеавтомобили вышли из стен завода, как их тут же отправили на фронт. Польша уже год воевала с Советской Россией, и Красная Армия к тому времени приближалась к Варшаве. Каждая бронемашина была на вес золота. Первые два FT-B прибыли на передовую в начале июля 1920 года, еще четыре машины присоединились к ним 4 августа 1920 года. Все броневики были приданы 8-ой кавалерийской бригаде, и действовали в районе Остролека и Пултуска, прикрывая отступление польской армии и выполняя задачи по разведке.
     Наиболее блестящей операцией, в которой в составе 1-ой автобронеколонны приняли участие «Форды» FT-B, был рейд на Ковель. Совершив 160-километровый рейд, польская моторизованная группа ворвалась в этот большой железнодорожный узел, захватила большое количество военного имущества и удерживала город до подхода основных сил. В ходе этой боевой операции три «Форда» получили повреждения.
     В августе и сентябре 1920 года были построены еще 8-9 бронемашин FT-B (номера 170, 172, 174, 3832, 4233, 4436, 5021, 5127 и 5233). По крайней мере некоторые из них участвовали в боевых действиях в составе 2-ой легкой автобронеколонны 12 броневиков «Форд» FT-B пережили войну и в двадцатые годы большинство из них состояло на вооружении 3-го бронедивизиона, дислоцированного в Варшаве. Последний броневик этого типа был снят с вооружения польской армии в 1931 году. Некоторые бронеавтомобили имели собственные имена: «Оса», «Овод», «Муха», «Комар» и т. д.

   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика