Бронеавтомобили «Форд» М1934 и «Шевроле» М1934
Канада 

 
Бронеавтомобили «Форд» М1934
 
 
Тактико-технические характеристики среднего бронеавтомобиля «Форд» М1934/«Шевроле»» М1934
Боевая масса, т: 6,35;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина - 5028, ширина - 2056, высота - 2819;
Вооружение: два 7,7-мм пулемета «Виккерс» Mk IV;
Двигатель: «Форд», 8-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность кВт/«Дженерал моторс», 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность - кВт;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 54;
Запас хода, км: 160.
 

В 1934 году правительство нашло достаточно денег, чтобы профинансировать разработку двух экспериментальных бронеавтомобилей и сделало соответствующее предложение фирмам «Форд» и «Дженерал моторс». Согласно достигнутой договоренности, правительство брало на себя расходы за материалы и шасси, а компании, со своей стороны, оплачивали проектно-конструкторские работы и сборку машин. Когда были подведены окончательные итоги, стало ясно, что правительство, мягко говоря, надуло обоих подрядчиков, заплатив за каждый прототип меньше 2500 долларов, тогда как «Форду» и «Дженерал моторс» работы над бронемашинами обошлись более чем по 9000 долларов.

Правительству и министерству обороны Канады такой расклад настолько понравился, что ответственные чиновники стали подумывать о приобретении еще двух машин для кавалерийского полка лорда Страткона. Но на переговорах с руководством «Форда» и «Дженерал моторс» выяснилось, что фирмы не желали субсидировать канадскую оборону и модернизировать армию за свой счет. За каждую дополнительную машину они хотели получить 9500 долларов. В то время либеральная партия выиграла всеобщие выборы, и для правительства это стало довольно жалким предлогом, чтобы свернуть дальнейшие переговоры.


 
Бронеавтомобиль Форд модель 1934 г.
 
 
Бронеавтомобиль «Форд» модель 1934 г. проходит испытания на проходимость в долине Маnтава.
Петавава (провинция Онтарио), 1934 г.
 

Бронеавтомобиль фирмы «Форд» отличался от «Шевроле», предложенного «Дженерал моторе», колесами с двойными скатами на двух задних осях, восьмицилиндровым карбюраторным двигателем и сварным корпусом. Корпус «Шевроле» имел ту же конфигурацию, но изготавливался методом склепывания. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах и корме корпуса имелись двери с небольшими смотровыми окнами, оборудованными бронезаслонками. Справа в лобовом листе имелось окно с бронекрышкой, которое обеспечивало водителю достаточный обзор при вождении машины. Слева от водителя располагался стрелок, обслуживавший 7,7-мм пулемет «Виккерс», установленный лобовом листе. За отделением управления располагалось боевое отделение с клепаной четырехгранной башней кругового вращения, вооруженной вторым 7,7-мм пулеметом «Виккерс». Для наблюдения за местностью справа от пулемета имелось маленькое смотровое окно. Следует отметить, что вооружение на броневиках смонтировали не сразу, так как английские пулеметы были рассчитаны для установки на машины с правосторонним расположением рулевого управления и механизм подачи патронов у них располагался не с той стороны.
В кормовой части машины находился невысокий — на уровне задних крыльев — ящик для хранения снаряжения, образовывавший небольшую платформу, с которой через дверь в задней стенке корпуса можно было войти в боевое отделение. В нижней части ящика имелся массивный бампер с буксирным крюком.
В передней части бронемашины находилось моторное отделение, в котором на «Форде» устанавливался восьмицилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд», а на «Шевроле» — шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Дженерал моторе». Защиту радиатора обеспечивали две бронестворки на передней стенке моторного отделения которые, поворачиваясь в горизонтальной плоскости, обеспечивали приток воздуха для охлаждения двигателя. Регулировка угла поворота створок осуществлялась с места водителя бронемашины.


 
Бонеавтомобиль Шевроле М1934
 
 
Бронеавтомобипь «Шевроле» модель 1934 г. фирмы «Дженерал моторс» в расположении полка Королевских канадских драгун.
Сент-Жан (провинция Квебек), зима 1939-1940 гг.
 

Обе машины развивали максимальную скорость 48 км/ч. кроме того, «Форд» мог двигаться задним ходом со скоростью 12 км/ч, а - Шевроле — со скоростью 8 км/ч.
Экипажи машин состояли из четырех человек, командира водителя и двух стрелков.
Испытания обоих прототипов проводились в Королевском Драгунском полку, который дислоцировался в Петавава (провинция Онтарио). Как «Форд», так и «Шевроле» показали вполне удовлетворительные результаты «Форд» со сдвоенными скатами на задних осях отличался лучшей проходимостью при движении по бездорожью, а шестиколесный «Шевроле» превосходно показал себя на дорогах с любым покрытием. Обе машины имели ряд недостатков в подвеске и механизмах рулевого управления, но главные нарекания вызвало отсутствие связи между башней и отделением управления, так как при движении по бездорожью командир машины, располагавшийся в башне, должен был постоянно давать команды водителю. Комиссия рекомендовала разработчикам оборудовать машины переговорной трубой или световой сигнализацией.

В целом бронеавтомобили обеих фирм были признаны пригодными для принятия на вооружение канадской армии но дальше этого дело не пошло заказа на серийное производство бронемашин не последовало из-за отсутствия средств в государственном бюджете. В итоге «Форд» отправился в Виннипег, где вошел в состав кавалерийского полка лорда Страткона, на базе которого планировалось сформировать бронеавтомобильное подразделение, а «Шевроле» остался в Королевском Драгунском полку, где использовался в качестве учебной машины до отправки полка в Европу в ноябре 1941 года.
До 1938 года, когда в Канаду прибыли закупленные в Великобритании легкие танки Mk VIB, эти два бронеавтомобиля вместе с несколькими танкетками «Карден-Лойд», полученными в начале 30-х годов, оставались единственными боевыми бронированными машинами, которыми располагала канадская армия.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.