Полугусеничный бронеавтомобиль wz.28
Польша 


 
Полугусеничный бронеавтомобиль wz.28
 
 
Тактико-технические характеристики полугусеничного бронеавтомобиля wz. 28
Боевая масса, т: 2,3;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 3750, ширина - 1950, высота - 2220, дорожный просвет - 280;
Бронирование, мм: 3-8;
Вооружение: 37-мм пушкой «Пюто» SA 18L/21 (30 машин) или 8 мм пулемет «Гочкис» wz.25 (60 машин);
Боекомплект: 96-100 выстрелов или 2000 патронов к пулемету;
Двигатель: «Ситроен» В-14, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 1477см3, мощность 13,2 кВт при 2100 об/мин.;
Удельная мощность, кВт/т: 5,74;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - ок. 30;
Запас хода, км: по шоссе - до 250;
Емкость топливного бака, л: 55;
Потребление топлива на 100 км, л: 23;
Преодоление препятствий: подъем, град. - до 35.
 

    Первые два прототипа полугусеничного бронеавтомобиля wz.28 использовались на маневрах в 1925 году, а с 1927 года началось серийное производство этих броневиков, которые стали поступать в части польской армии в дополнение к имевшимся на вооружении французским броневикам «Пежо». До конца 1930 года было выпущено 90 бронеавтомобилей wz.28. Тридцать машин использовались для обучения, а 60 находились в мобилизационном резерве. С 1934 до 1938 их последовательно модифицировали до уровня бронемашин wz.34, однако не все броневики wz.28 были приведены к новому стандарту. Количество машин, прошедших конверсию, оценивается приблизительно в 80-87 единиц. По данным некоторых польских авторов, в 1939 году одна бронемашина wz.28 находилась в 4-ом бронебатальоне в Бржечи-на-Буге и использовалась для учебных целей. Еще две-три машины использовались для обучения экипажей в учебном центре бронетанковых войск (CWBrPanc) в Модлине. В сентябре 1939 года, когда началась война три броневика из CWBrPanc составили импровизированный отряд, который возглавил лейтенант Феликс Ушчицкии. Последний из находившихся под его командованием wz.28 был подбит украинскими националистами, когда польская колонна продвигалась к венгерской границе.


 
Бронеавтомобиль wz.28
 
 
Полугусеничный бронеавтомобиль wz.28 раннего выпуска.
 

    По сведениям исследователя истории польских бронетанковых войск, Я. Тарчицкого бронированные корпуса четырех wz.28, не прошедших конверсию, были установлены на небольшие речные баржи, в результате чего получились четыре речных бронекатера КМ 12-15. Однако, если подсчитать весь парк броневиков wz.28 и wz.34, то станет очевидным что эта информация не соответствует истине.
     Бронекорпуса для полугусеничного бронеавтомобиля wr.28 были разработаны инженерами Р. Габо и Я. Часиньским и производились в Польше. Стальная листовая броня для них изготавливалась на сталелитейном заводе «Бисмарк». Бронелисты толщиной от 3 до 8 мм приклепывались к прямоугольному каркасу. Днище машины изготавливалось из досок. Подобное бронирование могло обеспечить защиту экипажа, который состоял из трех человек — водителя, командира и стрелка, — только от ружейного огня и осколков снарядов и мин малого калибра.
     Машины разных производственных серий имели некоторые различия в форме корпуса. Ранняя, наиболее распространенная модель бронекорпуса имела вертикальную кормовую плиту. Боевое отделение было расширено за счет двух спонсонов располагавшихся над задними колесами в лобовом листе перед водителем были предусмотрены два окна. Кроме того, некоторые машины отличались формой бронекрышек радиатора. В башне броневиков раннего выпуска имелось пять смотровых щелей, на машинах позднего выпуска их было только две.
     Более поздняя модель корпуса, появившаяся в конце 1929 года, имела наклонный кормовой лист и была уже ранней (при этом башня была чуть шире, чем корпус). Обзор водителю обеспечивало одно окно в лобовом листе корпуса. Наклонная кормовая плита была только у 16 самых новых бронеавтомобилей, и лишь 9 из них имели пушечное вооружение.


 
Полугусеничные бронеавтомобиле wz.28 на марше
 
 
Взвод бронемашин wz.28 из состава 1-го бронеавтомобильного дивизиона в Бржечи. Первый броневик (№ 5421) вооружен 37-мм пушкой, остальные (№№ 5253 и 5282) — пулеметами.
 

    Слева в борту корпуса имелись двери, которые открывались в сторону кормы. Еще одна большая дверь, открывавшаяся влево, была предусмотрена в кормовом бронелисте. Наблюдение за обстановкой экипаж мог вести через одно окно (два в ранних модификациях) в лобовом листе перед водителем, и два меньших окна в дверях. Все окна были защищены бронезаслонками со смотровыми щелями. Радиатор двигателя также прикрывала бронекрышка из двух створок.
     Сверху на корпусе монтировалась восьмиугольная башня на крыше которой имелся маленький шестиугольный вентиляционный купол. Единственная фара находилась на левой стороне, перед окном водителя броневика.
     Приблизительно тридцать бронемашин wz.28 были вооружены 37-мм пушкой «Пюто» SA 18 1/21 с низкой начальной скоростью полета снаряда, установленной в башне кругового вращения. Боекомплект к ней состоял из 96-100 выстрелов. Остальные машины имели в качестве основного вооружения один 8-мм пулемет «Гочкис» wz.25 с боекомплектом из 2000 патронов. Как пушки, так и пулеметы монтировались в одинаковых прямоугольных масках (позже на бронемашинах wz.34 они были заменены новыми универсальными масками круглой формы). Обычно пушечные бронеавтомобили были машинами командиров отрядов или эскадронов. Средств связи на бронеавтомобилях wz.28 не имелось.
     Бронемашины wz.28 оснащались четырехцилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем «Ситроен» В-14 с рабочим объемом около 1477 см3, который развивал мощность 13,2 кВт (18 л. с.) при 2100 об/мин. Крутящий момент передавался от двигателя на ведущие колеса гусеничного хода посредством трансмиссии, которая состояла из коробки передач и демультипликатора и обеспечивала движение машины вперед на шести скоростях и назад на двух.
     Ходовая часть машины состояла из переднего моста с направляющими колесами и гусеничного хода типа «Кегресс» Р4Т с ведущими колесами переднего расположения. На колесах переднего моста использовались сплошные резиновые шины размером 710-90 мм или 750-90 мм. Броневики последней производственной серии оснащались пневматическими шинами. Гусеницы были резиновыми, а их ширина составляла 275 мм.


 
Полугусеничный бронеавтомобиль wz.28
 
 
Полугусеничные бронеавтомобили wz.28 раннего выпуска из состава 1-го бронеавтомобильного дивизиона из Бржечи на Буге на учебном полигоне Песна близ Барановичей.
 

    После непродолжительной эксплуатации стало ясно, что полугусеничный ход не оправдывал возлагавшихся на него ожиданий: при движении по дорогам с твердым покрытием машина развивала максимальную скорость не более 30 км/ч, а по бездорожью и того меньше. Что касается ее проходимости, то она. мягко говоря, оставляла желать лучшего. При всех этих недостатках гусеничный движитель Кегресса часто выходил из строя и требовал постоянного внимания экипажа.
     Первоначально броневики wz.28 окрашивались в стандартный камуфляж, принятый в польской армии в 1928 году, серо-песочные, серо-голубые и темно-коричневые пятна на общем темно-зеленом фоне. Пятна могли иметь произвольную форму, но цвет краски был регламентирован соответствующим документом. В 1932 году была принята схема камуфляжа, которую иногда называли «японской», ярко-желтые, темно-зеленые и темно-коричневые пятна с тонкой черной обводкой на оливково-зеленом фоне. Некоторые бронемашины окрашивались целиком в темно-зеленый цвет. Польские опознавательные знаки в виде красно-белых ромбов и косые линии обозначавшие принадлежность к дивизиону, наносились на борта машин.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика