Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

В годы Второй мировой войны, опасаясь возможной высадки противника в континентальной Европе, нацистская Германия в течение длительного времени строила многочисленные объекты для обороны «Атлантического вала». Участки побережья длиной в сотни километров прикрывались огневыми точками и бункерами, а также различными взрывными и иными заграждениями.
Получив информацию о существовании подобной защиты побережья, командование стран антигитлеровской коалиции было вынуждено искать способы преодоления препятствий, способные обеспечить проход войск через существующие заграждения.
В середине 1943 года «Департамент разработки разнообразных вооружений» Великобритании DMWD (Department of Miscellaneous Weapons Development), отвечавший за создание новых необычных образцов техники и вооружения, получила очередное задание. Командование желало получить некое средство борьбы с бетонными стенами, стоящими на пути войск.
Это изделие при помощи взрыва должно было проделывать проходы в стенах высотой до 3 м и толщиной более 2 м. При этом размеры прохода должны были соответствовать габаритам имеющихся танков. Заряд взрывчатого вещества требуемой мощности следовало доставлять к цели без участия человека или какой-либо техники. Возможным носителем инженерного оружия должны были стать существующие десантные корабли и катера.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

За решение поставленной задачи взялись несколько конструкторов DMWD, в том числе и Невил Шют Норвей, уже имевший опыт в деле создания необычных образцов. В первую очередь, он рассчитал необходимые размеры боевой части нового оружия. Для разрушения бетонной стены с заданными параметрами и образования прохода для британского танка требовалось более 1 т взрывчатого вещества. Столь крупный заряд предъявлял особые требования к средству его доставки. Предполагаемый способ применения, запуск с кораблей и особенности обстановки на пляжах тоже не облегчали разработку.
Было предложено и рассмотрено нескольких версий конструкции средства доставки, после чего выбрали наименее сложный и наиболее соответствующий имеющемуся техническому заданию. Специалисты DMWD решили доставлять боезаряд от десантного корабля к цели при помощи специальной колесной системы с твердотопливными реактивными двигателями.
На этом этапе проект получил рабочее обозначение Great Panjandrum, что можно перевести на русский язык как «Важная шишка» в значении «очень важная персона». Само название изделия было заимствовано из иллюстрированной книги «The Great Panjandrum Himself» за авторством писателя Сэмюэла Фута и художника Рандольфа Калдекотта. Причины такого выбора неизвестны. По-видимому, сотрудники DMWD полагали, что новое оружие будет производить такой же эффект, как и появление заглавного персонажа книги. Также можно вспомнить и тот факт, что исходное произведение относилось к жанру литературы абсурда.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

Большой интерес представляет вопрос классификации изделия Great Panjandrum. По своему назначению оно должно было стать типичным инженерным подрывным зарядом, необходимым для проделывания проходов в заграждениях противника. Тем не менее, наличие собственной ходовой части и силовой установки позволяет скорректировать это определение. Таким образом, «Важную шишку» можно назвать самоходным инженерным боеприпасом. Это оружие попросту не укладывается в существующую классификацию без ее дополнения новыми категориями.
Перспективный боеприпас представлял собой колесную пару, вместо оси которой использовался корпус для взрывчатого вещества. Элементы двигательной установки, отвечающие за перемещение, помещались прямо на колесах. Авторы проекта подсчитали, что предложенный ими облик позволит изделию развивать скорость до 60 миль в час (97 км/ч), преодолевать расстояние до нескольких миль и взрывом пробивать бреши в бетонных заграждениях.
Основным элементом конструкции изделия Great Panjandrum, соединяющим воедино все другие агрегаты, был центральный корпус. Его выполнили в виде цилиндра диаметром около 1 м и высотой порядка 2 м. На торцах стенки цилиндра имелись расширяющиеся участки с отверстиями, при помощи которых на болтах должны были устанавливаться круглые крышки.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

Во избежание неприятных инцидентов, на торцевых крышках изображались стрелки, показывающие направление вращения изделия во время движения. Внутри цилиндрического корпуса удалось поместить тонну взрывчатого вещества, как того требовали предварительные расчеты. Заряд получил контактный взрыватель, срабатывающий при резкой остановке изделия вследствие удара о цель.
На стенке центрального корпуса с равными промежутками закреплялись девять пластин небольшой высоты. Возле торца корпуса пластина при помощи уголка-косынки соединялась со спицей колеса. Возле каждого торца корпуса предусматривалось по девять деревянных или металлических спиц длиной около 1 м. Обод колеса диаметром чуть более 3 м мог изготавливаться из дерева или металла. Со спицами обод соединялся при помощи набора усиливающих элементов.
В дальнейшем такая конструкция колес неоднократно дорабатывалась, но общая архитектура, подразумевающая жесткую связь корпуса, спиц и обода, не изменялась.
Предложенная архитектура инженерного боеприпаса не оставляла никаких свободных объемов, а требование об упрощении конструкции не позволяло оснастить ее силовой установкой привычных типов. По этой причине Н. Ш. Норвей и его коллеги использовали весьма оригинальный – хотя и более чем нестандартный – способ перемещения. На ободе каждого колеса имелось по девять наборов устройств, для крепления твердотопливных ракетных двигателей с зарядом кордита весом 9,1 кг в каждом.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

Ровно на половине расстояния между спицами находился жесткий упор, с которым соединялись передние торцы двух двигателей. Задние торцы с соплами закреплялись на ромбовидной рамке и разводились в разные стороны с таким расчетом, чтобы пламя и дым не попадали на обод колеса. Каждое колесо, таким образом, имело девять наборов с 18 двигателями.
Двигательная установка в целом, соответственно, состояла из 36 изделий, что позволяло получить достаточно высокую тягу. Все двигатели соединялись с общей электрической системой зажигания, подключенной к внешнему пульту оператора.
Изделие Great Panjandrum в боевом положении имело длину и высоту около 3 м – соответственно диаметру колес. Ширина незначительно превышала 2 м. Масса полностью снаряженного «Важного шишки» достигала 1,8 т. При этом более половины всего веса приходилось на заряд взрывчатого вещества. Суммарная масса твердого ракетного топлива достигала 327,6 кг.
Боевое применение системы Great Panjandrum выглядело достаточно простым. Десантный корабль или катер, имеющий на борту самоходные инженерные заряды, должен был подойти к берегу, направив носовую аппарель на выбранное укрепление противника. Затем расчет комплекса должен был выполнить окончательную наводку изделия путем его доворота в нужном направлении. При помощи электрической системы осуществлялось воспламенение всех 36 двигателей, что позволяло изделию сдвинуться с места.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

За счет правильной ориентации двигателей двух колес «Большая шишка» должен был начинать движение. Находящиеся в нижней точке двигатели создавали тягу вперед относительно корпуса, расположенные в верхней – назад. Это заставляло колеса крутиться и двигать изделие вперед.
Под действием реактивной тяги, раскручивающей колеса, изделие могло разгоняться и набирать достаточно высокую скорость. Далее при помощи двигателей или за счет инерции система могла достичь выбранной цели, удариться об нее и произвести подрыв имеющегося заряда. Тонна взрывчатки могла пробить крупный проход в толстой бетонной стене или уничтожить долговременную огневую точку.
В конце лета 1943 года специалисты DMWD завершили проектирование и построили первый опытный образец нового оружия. Сборка осуществлялась на одной из фабрик лондонского района Лейтонстоун. Площадкой для испытаний стал полигон рядом с деревней Вествард Хо в графстве Девон. Непосредственным местом тестовых запусков должен был стать один из пляжей Бристольского залива.
Первый тестовый запуск изделия Great Panjandrum состоялся 7 сентября 1943 года. Не имея опыта обращения с такими системами, испытатели решили не рисковать, из-за чего количество ракетных двигателей было резко сокращено. Вместо штатного боезаряда в центральном корпусе находился песок эквивалентной массы.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

Опытный образец погрузили на десантный катер, который вскоре удалился от берега на требуемое расстояние. По команде оператора произошло зажигание двигателей, после чего инженерный боеприпас скатился с носителя и направился к берегу. Тем не менее, сокращенная силовая установка не давала нужной тяги, а кроме того, отказали двигатели правого колеса. Из-за этого изделие вошло в поворот, а затем остановилось.
Опытный образец достали из воды и оснастили новыми двигателями, увеличив их число. С постепенным увеличением количества двигателей было проведено несколько новых пусков. Были получены определенные результаты, но поставленная задача все еще не была решена. Система «Важная шишка» уже могла добраться до берега, но тяги двигателей и набранной скорости все еще не хватало для пересечения пляжа с последующим условным поражением учебной цели.
Первые испытания наглядно показали, что предложенная оригинальная идея, в целом, жизнеспособна. Тем не менее, получить требуемые результаты так и не удалось по техническим причинам. Специалисты DMWD вернулись домой и продолжили конструкторскую работу. Путем внедрения тех или иных изменений планировалось избавиться от выявленных недостатков, а также обеспечить эффективное поражение цели. На разработку улучшенной версии и сборку второго прототипа реактивного самоходного заряда Great Panjandrum ушло около трех недель.
Конструкция корпуса и колес остались прежними. Тем не менее, на корпусе появилась дополнительная подвижная опора, необходимая для установки небольшого стабилизирующего колеса. Опора могла вращаться относительно корпуса, из-за чего третье колесо постоянно оставалось на грунте. Главной причиной проблем с ходовыми качествами посчитали недостаточно мощный комплекс реактивных двигателей. В обновленном проекте на каждой опоре обода колеса должно было помещаться по четыре двигателя. Колесо, соответственно, теперь имело 36 таких изделий, а вся система в целом – 72.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

В конце сентября второй прототип был доставлен на пляж-полигон, погружен на десантный катер и доставлен к точке старта. Двигатели успешно заработали и скатили инженерный заряд с носителя. Постепенно разгоняясь, «Важная шишка» достиг берега. Тем не менее, уже к этому времени проявились некоторые проблемы. Из-за ударов о дно или недостаточно прочной конструкции несколько двигателей сорвались с креплений и разлетелись в разные стороны. После этого изделие немного проехало по пляжу, после чего завалилось набок и, под действием работающих двигателей, вращаясь, поползло обратно к морю. Такое завершение испытаний никак нельзя было назвать удачным.
Тест показал, что третье стабилизирующее колесо не справляется со своей задачей, из-за чего его удалили. Вскоре предложили новый способ стабилизации по курсу. Он подразумевал оснащение изделия набором специальных тросов и креплений, при помощи которых можно было удерживать изделие на требуемой траектории. Предлагалось использовать два троса, намотанные на центральный корпус или на барабан, находящийся на носителе: подобная система не позволила бы самоходному заряду сильно отклоняться от заданного направления.
В течение недели специалисты DMWD во главе с Н. Ш. Норвеем продолжали испытания, экспериментируя с силовой установкой и новой системой управления. Проверялись разные количества и модели двигателей, а также испытывались тросы различной толщины. В ходе этих работ вновь удалось получить некоторые результаты, но ситуация в целом по-прежнему выглядела не самым лучшим образом. Так, боеприпас слишком сильно разгонялся и попросту обрывал тонкие тросы. Более толстые, в свою очередь, могли негативно влиять на разгон или приводить к иным проблемам.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

Ознакомившись с текущими результатами проекта Great Panjandrum, заказчик немного изменил технические требования в сторону их упрощения. Видя принципиальную невозможность достижения высокой точности попадания, военные разрешили обеспечить только движение в направлении противника. В то же время, от боеприпаса по-прежнему требовалось доставлять заряд к цели, а не возвращаться с ним в море.
После ряда очередных доработок и совершенствований Департамент разработки разнообразных вооружений представил последний вариант «Большой шишки». В январе 1944 года новый прототип доставили на все тот же полигон возле Вествард Хо. Был проведен всего один запуск в присутствии представителей высшего командования вооруженных сил. По-видимому, именно присутствие руководителей военного ведомства определило дальнейшую судьбу оригинального проекта.
Как и в ходе предыдущих испытаний, Great Panjandrum успешно сошло с катера-носителя и направилось к берегу. Вновь с колеса сорвало несколько ракетных двигателей. Из-за разницы в тяге прототип стал постепенно разворачиваться вправо, пока не начал двигаться в направлении оператора с кинокамерой, находившегося на берегу. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, высокая комиссия предпочла быстро удалиться в укрытия. Оператор не сразу понял, что ему грозит, но, к счастью, опытный образец продолжал правый поворот и успел уйти к морю раньше, чем кто-либо пострадал. На кочке изделие опрокинулось и стало вращаться, лежа на боку. При этом все еще работающие двигатели срывались с креплений и разлетались во все стороны.
Вряд ли результатом подобных испытаний могло стать уважение военачальников к необычному проекту. Тем не менее, невозможность практического использования Great Panjandrum была в очередной раз подтверждена опытным путем. Даже через несколько месяцев после начала проекта и неоднократных доработок оригинальное оружие имело слишком много недостатков, которые принципиально не поддавались устранению.

Экспериментальный самоходный боеприпас «Great Panjandrum» («Важная шишка»)

Ввиду отсутствия реальных перспектив проект был закрыт. Существующие прототипы отправились на разборку за ненадобностью. Дальнейшее развитие инженерных боеприпасов пошло по другим путям.
В основе проекта Great Panjandrum лежало желание военных получить сравнительно простое и эффективное средство борьбы с вражескими бетонными постройками и укреплениями, позволяющее не подвергать свой личный состав особым рискам. Специфические и достаточно сложные технические требования пришлось выполнять путем использования более чем оригинальных идей. Тем не менее, как показала практика, предложенный облик самоходного инженерного боеприпаса не позволял рассчитывать на успешное практическое применение.
Следует отметить, что отсутствие перспектив готового изделия и сомнительность проекта даже на стадии формирования технических требований могут быть поводом для подозрений. Существует версия, согласно которой проект «Большая шишка» создавался исключительно в качестве средства дезинформации противника. Информация о дешевом, простом и мощном средстве борьбы с укреплениями могла спровоцировать гитлеровскую Германию на те или иные действия, способные негативно сказаться на ее защите. Серьезных подтверждений такая версия не имеет, но все же может многое объяснить.

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика