Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Легкий немецкий разведывательный вертолет с открытой кабиной Flettner Fl. 282 «Kolibri» был разработан в предвоенные годы в Германии Антоном Флеттнером на базе одноместного вертолета Fl. 265.
Вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri» с самого начала проектировался как двухместный — с наблюдателем, что значительно повышало достоинства машины в качестве разведчика. Наблюдатель размещался сразу за стойками винтов, лицом назад. Такое положение позволяло выполнять полеты без пассажира не нарушая центровки. Проект был готов к июлю 1940 г.
Hа заводе Флеттнера в Йохаништале и на «Бад Тельц» начались работы сразу над 30 опытными и 15 предсерийными вертолетами. Для начала летных испытаний первые три вертолета Flettner Fl. 282 «Kolibri» были выполнены одноместными, с кабиной, закрытой фонарем, но потом они были переделаны в двухместные с открытыми кабинами.


Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Впервые в практике Флеттнера двигатель Bramo-14A монтировался в середине фюзеляжа. В результате пилот получил отличный обзор. Охлаждение мотора обеспечивалось через открытую нижнюю часть фюзеляжа при помощи деревянного вентилятора. Запуск двигателя осуществлялся продувкой цилиндров сжатым воздухом. Двигатель работал на трансмиссию, обеспечивающую вращение двух независимых валов винтов, которые имели устройства отсоединения от двигателя и тормоз. Передаточное число трансмиссии было 12.2:1.
Два двухлопастных винта были синхронизированы так, чтобы их лопасти оказывались параллельными при угле поворота 45°. Угол установки винтов был 12° в сторону от фюзеляжа и 6° вперед. Лопасть винта была со стальным лонжероном и деревянными нервюрами. Обшивка носка фанерная, далее - тканевая. Лопасти монтировались на шарнирах, обеспечивающих поворот лопасти вокруг оси и по вертикали; вертикальный шарнир с демпфером.

Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Специальное инерционное устройство управляло шагом винтов, обеспечивая заданную частоту вращения. Для того, чтобы при переходе на режим авторотации не было потери несущих свойств винта, частота вращения была задана равной 160 оборотам в минуту.
Пилот мог увеличить число оборотов, управляя шагом винта. При определенных условиях винты попадали в резонанс. Так, во время одного из полетов вертолета Flettner Fl. 282 «Kolibri», при частоте вращения 140 оборотов в минуту (вместо 175 по инструкции) началась сильная вибрация. Пилот был уже готов выброситься с парашютом, но вертолет перешел в режим авторотации, и вибрация исчезла.


Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Flettner Fl. 282 «Kolibri» оказался самым доведенным и летающим вертолетом Третьего рейха, он прошел полный курс испытаний. Основная работа была проделана пилотом-испытателем Гансом Фуйстингом, который проводил и слепые полеты, а также подготовил на Вертолет Flettner Fl. 282 50 пилотов. Один из новичков погиб во время слепого полета в облачности. Причиной аварии посчитали превышение разрешенной скорости пикирования, которая была определена в 175 км/ч.
В случае необходимости, вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri» мог садиться в режиме авторотации и без использования автомата управления шагом винтов; во время одной из такой посадок был поврежден хвост вертолета.
Вертолет оказался очень маневренным и устойчивым в полете: на скорости 60 км/ч пилот мог позволить себе бросить управление. Hа меньших скоростях сказывалась некоторая продольная неустойчивость, особенно на скорости 40 км/ч.

Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Малым недостатком Flettner-282 была небольшая вибрация на земле, которая исчезала сразу после взлета. Хотя конструкция ряда узлов была излишне сложной и тяжелой, в целом она оказалась очень хорошо продуманной: во время испытаний одна из машин налетала 95 часов без замены каких-либо узлов. Двигатель имел ресурс между переборкой в 400 часов.
В начале 1942 г. флот активно испытывал на Балтике вертолет Flettner Fl. 282-V5, в том числе и в штормовых условиях. Для испытания на одной из башен крейсера «Кельн» была смонтирована вертолетная площадка. Было совершено несколько десятков посадок, причем, как минимум один раз - в тяжелых погодных условиях. К 1943 г. были построены два десятка вертолетов Flettner Fl. 282 «Kolibri», которые использовались для прикрытия конвоев в Средиземном и в Эгейском морях.

Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Хотя о боевой карьере вертолета известно мало, точно установлено, что, по крайней мере, три вертолета Flettner-282 в апреле 1945 г. состояли в 40-й авиатранспортной эскадрилье. Именно один из этих Fl. 282 вывез из осажденного Бреслау гауляйтера Ханке незадолго до падения города.
Хотя успех Flettner Fl. 282 позволил заказать 1000 вертолетов, бомбежки выделенных под производство заводов БМВ и Флеттнера в Йохаништале не позволили выпустить более 24 опытных машин. Из них союзники после войны нашли летными только три. Fl. 282-V15 и Fl. 282-V23 достались американцам, а третий - Советскому Союзу. В течение некоторого времени он использовался в качестве учебного пособия на кафедре вертолетостроения в МАИ.

Легкий немецкий разведывательный вертолет Flettner Fl. 282 «Kolibri»

Летно-технические характеристики вертолета Flettner-282:
Габаритные размеры, мм: длина — 6560, высота — 2200, диаметр несущего винта — 1196;
Масса пустого, кг: 760;
Максимальная взлетная масса, кг: 1000;
Силовая установка: 1 х ПД BMW-Bramo Sh 14A мощностью 160 л. с.;
Максимальная скорость, км/ч: 150;
Крейсерская скорость, км/ч: 135;
Скорость снижения на авторотации, м/мин: 480;
Максимальная скороподъемность, м/мин: 90;
Практический потолок, м: 4100;
Динамический потолок, м: 3300;
Практическая дальность, км: с одним пилотом — 300, с двумя пилотами — 180;
Экипаж, чел.: 2

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.