Экспериментальный вертолет Третьего рейха Fl. 265


Экспериментальный вертолет Третьего рейха Fl. 265
Экспериментальный вертолет Fl. 265

Немецкий авиационный инженер Антон Флеттнер (Anton Flettner) к проблеме винтокрылых машин обратился в 1930 году, когда им был построен вертолет «Gigant», двухлопастный винт которого вращался при помощи установленных на нем двух 30-сильных моторов Anzani с небольшими пропеллерами. В 1932 году этот прототип вертолета совершил успешный привязной полет, но вскоре был разрушен на земле во время бури.


Следующей работой Флеттнера стал двухместный автожир Fl. 184. Эта машина должна была проходить испытания во флоте с целью определения его пригодности в качестве разведчика и противолодочного, так как в отличие от корабельных самолетов не требовала использования катапульты.
Fl.184 имел закрытый фюзеляж, оперение и винт диаметром 12 м с автоматом перекоса. В носовой части был установлен двигатель воздушного охлаждения Siemens-Halske Sh 14 мощностью 104 кВт, работавший на двухлопастный тянущий винт. В 1936 был испытан один опытный образец с регистрацией D-ЕDVЕ, который был разбит после пожара в воздухе.


Экспериментальный вертолет Третьего рейха Fl. 184
Экспериментальный вертолет Fl. 184

После него был построен Fl.185, который представлял собой комбинацию автожира с вертолетом. Размещенный в носовой части его фюзеляжа двигатель BMW-Bramo Sh 14A (мощностью 150 л. с.) мог использоваться для вращения двух винтов изменяемого шага, смонтированных на выносных консолях по бокам фюзеляжа. При полете в режиме вертолета несущий винт получал мощность от двигателя, а винты на выносных консолях устанавливались так, что один работал как тянущий, а другой как толкающий. Тяга этих винтов создавала пару сил и уравновешивала вращающий реактивный момент несущего винта.
Был построен только один опытный образец D-EFLT, который летал только на малых высотах.
Fl.185 совершил всего несколько полетов перед тем, как в 1937 году Флеттнер начал постройку своего нового вертолета.
Проводя исследования различных схем несущих винтов, Флеттнер разработал свою собственную - два пересекающихся винта, которую он впервые опробовал на вертолете Fl.265. Эта схема хотя и считалась в то время экзотической, стала основой для вертолетов Флеттнера в предвоенные и военные годы.


Экспериментальный вертолет Третьего рейха Fl. 185
Экспериментальный вертолет Fl. 185

В 1937 году был разработан первый проект с перекрещивающимися винтами противоположного вращения, а в 1938 году немецкий флот заказал шесть таких вертолетов под обозначением Fl.265. Одноместная машина была с тем же фюзеляжем, что и у Fl.185, с носовой установкой двигателя Bramo Sh-14А мощностью 119 кВт с охлаждающим вентилятором. Два перекрещивающихся винта монтировались на наклонных стойках, снабженных демпферами.
Управление осуществлялось пилотом при помощи ручки. Шарниры передавали прилагаемые воздействия ручки управления на роторы. Поскольку вращение роторов происходило соосно и в противоположных направлениях, то привод роторов был полностью не зависимым и потому можно было отказаться от использования заднего винта.
Первые попытки выполнить полёт на Fl 265 V1, номер гражданской регистрации и бортовой опознавательный знак D-EFLV (D – Германия; E-взлётный вес до 1000 кг; FL -Flettner; V-опытный летательный аппарат), были выполнены капитаном Перла в строго охраняемом ангаре поблизости от местечка Йоханнисталь.


Экспериментальный вертолет Третьего рейха Fl. 265
Экспериментальный вертолет Fl. 265 перед приемочной комисией

Для того чтобы в безопасности и как следует освоить данный летательный аппарат и получить новое «чувство полета» во время выполнения первого полёта вертолёт был прикреплён тросом длиной 2 метра к полу ангара. Только через 3 месяца было решено подниматься в воздух на высоту 5 метров без подобной страховки. Конструктор Антон Флетттнер пообещал тогда своему лётчику-испытателю 1000 RM, если тот сумеет продержать машину неподвижно в воздухе на высоте 10 метров в течении 5 минут. Пилот Перла выполнил это условие конструктора и получил обещанную премию.
В испытательном центре Рехлин вертолёт был представлен Гитлеру, Герингу, Мильх, Райденбаху и Лухту.
В процессе испытаний после вертикального старта были достигнуты высота 1200 метров и горизонтальная скорость 128 км/ч.
Улучшения Fl.265 в сравнении с Fl.185 должны были обеспечить возможность совершать за счет авторотации вынужденные посадки при выходе из строя силовой установки. У первых опытных образцов Fl.265 V1 и V2 переключение ротора на режим авторотации еще не было предусмотрено. Двигатели имели неразъемный с ротором привод, что делало полёты на данных летательных аппаратах довольно опасными. Если бы только одна свеча данного двигателя оказалась бы вдруг забрызганной маслом, то весь аппарат подобно роялю упал бы на землю, поскольку не достигались необходимые для режима авторотации 138 об/мин. В этих испытаниях Перла оказался счастливчиком, чего не скажешь о двух пилотах, погибших позднее при испытаниях данного вертолёта.


Экспериментальный вертолет Третьего рейха Fl. 265
Испытание вертолета Fl. 265

Дальнейшие доработки вертолёта стали производиться после того, как в его конструкцию внесли изменения позволявшие выполнять посадку на режиме авторотации. Благодаря использованию подвижного шарнира вертолёт получил возможность летать, двигаясь не только вперёд, но в обе стороны и назад. Любые маневры с набором высоты или со снижением могли выполняться при скорости 20 км/ч.
Имелась возможность взлетать и садиться на движущуюся платформу, поскольку управление данным летательным аппаратом позволяло очень точно выполнять любые маневры. У F.265 V1 для улучшения курсовой устойчивости первоначальный киль был продлен вверх и назад. При скорости порядка 50 км/ч Fl.265 V1 был еще не очень устойчив по курсу. Благодаря килю увеличенных размеров по мере увеличения скорости устойчивость улучшалась.
Fl.265 также испытывался вермахтом - для буксировки через реки лодок и установки перекидных мостков. Хотя вертолет показал себя в целом хорошо, без проблем входил в режим авторотации и выходил из него, некоторые сомнения вызывала его уязвимость. В результате были проведены учебные бои Fl.265 с истребителями Bf.109E и FW.190A. Результаты 20-минутного воздушного боя фиксировались на кинопулемет и не показали ни одного поражения вертолета, который легко уклонялся, используя свою маневренность.
В 1940 году было уже готово решение о серийном производстве Fl.265, но к этому времени появился новый двухместный вариант - Fl.282, на который и переключились все работы.


Экспериментальный вертолет Третьего рейха Fl. 265
Экспериментальный вертолет Fl. 265

Летно-технические характеристики Fl.265 V-1:
Экипаж, чел.: 1;
Диаметр несущего винта, м: 12,30;
Длина, м: 6,16;
Высота, м: 2,82;
Масса, кг: пустого - 800, максимальная взлетная - 1000;
Тип двигателя: 1 ПД BMW-Bramo Sh 14A;
Мощность, л.с.: 1 х 160;
Максимальная скорость, км/ч: 150;
Крейсерская скорость, км/ч: 135;
Практическая дальность, км: 300;
Практический потолок, м: 4100


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2018 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика