Экспериментальный вертолет Sikorsky X2


Конструкторы фирмы «Sikorsky Aero Engineering Corporation» в инициативном порядке построили и провели летные испытания экспериментального вертолета Х2. Прототип вертолета соосной схемы с толкающим винтом построен на базе экспериментального S-69.
27 августа 2008 года впервые испытан в воздухе, первый полет вертолета X2 длился примерно 30 минут.
Основной особенностью вертолета X2 является то, что она оснащена парой соосных четырехлопастных несущих винтов и одним шестилопастным толкающим хвостовым. За счет использования такой схемы отпадает необходимость компенсации реактивного момента несущих винтов, тогда как на одновинтовых вертолетах на эти цели расходуется более 10 % мощности силовой установки на режимах висения. Наличие набегающих лопастей как слева, так и справа от оси симметрии машины позволяет обеспечить поперечную балансировку без ограничения подъемной силы на наступающих лопастях. Винты приводятся в движение от одного турбовального двигателя — LHTEC T800.

Для уменьшения рабочей нагрузки на экипаж в процессе пилотирования на вертолете X2 применена адаптивная цифровая система дистанционного управления, а также активная система снижения вибрации планера. При конструировании новой машины учитывались результаты испытаний ряда экспериментальных аппаратов, построенных по аналогичной схеме. В частности, особое внимание было уделено снижению аэродинамического сопротивления, создаваемого валом и элементами управления верхнего винта.
Так, благодаря применению технологии изготовления лопастей с повышенной изгибной жесткостью и усовершенствованной геометрией удалось уменьшить разнос несущих винтов с обеспечением безопасного зазора между законцовками их лопастей даже при полете с высокой скоростью и/или перегрузкой.

Для изменения циклического и общего шага лопастей верхнего несущего винта используются электрические исполнительные механизмы, размещенные на его втулке. Это позволило отказаться от традиционного механического привода и обеспечить возможность установки неподвижного обтекателя, который существенно снижает аэродинамическое сопротивление машины.
В ходе испытаний, проведенных в 2010-2011 годах, последовательно наращивалась скорость полета экспериментального аппарата. При этом для обеспечения дозвукового обтекания потоком законцовок наступающих лопастей (число М = 0,8-0,9) снижалась частота вращения несущих винтов, а необходимая тяга достигалась увеличением шага ТВ. Было установлено, что уровень шума и вибрации на крейсерских режимах существенно ниже, чем у вертолетов при аналогичных условиях полета.

Вместе с тем отмечалась недостаточная устойчивость машины по тангажу. Для устранения этого явления разработчики внесли изменения в программное обеспечение САУ, а также использовали доработанный подфюзеляжный киль с дополнительными горизонтальными плоскостями.
Летом 2010 года X2 установил неофициальный мировой рекорд скорости для вертолетов — 415 км/ч (официальный рекорд (400 км/ч), держащийся до сих пор, был установлен британским «Линксом» в 1986 году).
В сентябре на модернизированном вертолете в горизонтальном полете была достигнута скорость 465 км/ч, а на пологом пикировании - более 485 км/ч. При этом уровень вибрации, вызванной сверхзвуковым обтеканием наступающих лопастей, приблизился к критическим значениям. По оценкам разработчиков, это явление может начинаться на скорости больше 500 км/ч за счет снижения частоты вращения несущих винтов.

14 июля 2011 года был совершен последний полет вертолета X2, после чего было объявлено о завершении программы.
Всего вертолет совершил 23 вылета и провел в воздухе 22 часа. Стоимость программы X2 составила 50 млн долларов. В ходе программы был отработан ряд новых технологий, которые будут применяться в военном вертолете S-97 «Raider».

Летно-технические характеристики экспериментального вертолета X2:
Длина вертолета с вращающимся винтом, м: 8,5;
Диаметр несущих винтов, м: 8,05;
Диаметр толкающего винта, м: 2;
Масса, кг: пустого самолета - 2450, максимальная взлетная - 2700;
Тип двигателя: 1 х ГТД LHTEC T800-LHT-801;
Мощность, кВт: 1 х 1000-1340;
Максимальная скорость, км/ч: 485;
Крейсерская скорость, км/ч; 460;
Максемальная дальность полета, км: 750;
Экипаж, чел.: 1-2

 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика