Проект танка четвертого поколения «Объект 195»

Проект перспективного основного боевого танка четвертого поколения «Объект 195», находился в разработке в конструкторском бюро УКБТМ (Нижний Тагил). Машина должна была стать прорывом в танкостроении, понизив в 2 раза стоимость решения боевой задачи и повысив в 3 раза свой боевой ресурс.
Разработка танка Объект 195 была начата еще в СССР в рамках программы «Совершенствование-88». Радикально новой чертой машины должно было являться так называемая «лафетная компоновка», по которой пушка устанавливается в небольшой необитаемой башне, боекомплект находится под башней (по некоторым данным, боекомплект вообще выведен за пределы корпуса путем крепления гондолы с автоматом заряжания к кормовой части необитаемой башни), экипаж изолирован в небольшой бронированной капсуле в носовой части корпуса, при этом его численность может быть уменьшена до двух человек.
Предполагалось, что масса нового танка составит около 55 тонн.

Вооружение танка состояло из 152-мм орудия 2А83 с новым автоматом заряжания. Система управления огнем должна была включать тепловизор и, возможно, радар. В боевом модуле вместе с основным орудием в качестве вспомогательного вооружения устанавливалась 30-мм автоматическая пушка 2А42. В дистанционно управляемой турели был установлен 12,7-мм пулемет «Корд».
Информация о цели должна была поступать по оптическим, тепловизионным и инфракрасным каналам, в нее предполагалось включить лазерный дальномер и радиолокационную станцию. Следует отметить, что новая компоновка предъявляла очень жесткие требования к СУО, поскольку экипаж был лишен возможности пользоваться традиционными оптическими приборами. Западные проекты танков с необитаемой башней предусматривают, что информация об обстановке на поле боя будет выводиться на экраны, которые создадут для экипажа эффект видения сквозь броню в любом направлении.
Также «Объект 195» планировалось оснастить комплексом «свой-чужой», который позволил бы более динамично действовать в сложных и быстро меняющихся условиях современного поля боя.

Танк предположительно был оснащен новым двигателем мощностью более 1500 л. с.. Такую мощность развивает перспективный Х-образный дизельный двигатель. Оснащенная таким двигателем и трансмиссией машина должна обладать высокими ходовыми характеристиками и плавностью хода. При этом шумовые характеристики X-образного двигателя значительно лучше, чем у всех двигателей, которыми ранее оснащались отечественные танки. Коленвал в «Объекте 195», вероятно, расположен вдоль оси машины. Это обусловлено компоновкой двигателя и облегчает стыковку с гидромеханической трансмиссией.
В качестве двигателя собирались использовать разработанный на ЧТЗ дизельный двигатель А-85-3 (12Н360) — четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом, жидкостного охлаждения с промежуточным охлаждением воздуха. Объем двигателя — почти 35 литров, мощность — 1500 л. с. (при форсировании до 2200 л. с.). В сравнении с предыдущими двигателями ЧТЗ он отличается существенно меньшими размерами. Двигатель является абсолютно новой конструкцией и имеет большой потенциал для увеличения мощности при незначительном росте габаритных размеров и веса.
ОКР «Совершенствование-88» велись с переменным успехом, поскольку часто не хватало финансирования, а развитие электроники сильно отставало от нужного уровня.

Тем не менее, было построено 3 экземпляра ОБТ, 2 из которых прошло государственные испытания, получив при этом большой список замечаний, в основном из-за неудовлетворительной электроники.
7 апреля 2010 года заместитель министра обороны, начальник вооружения вооруженных сил РФ Владимир Поповкин заявил о прекращении финансирования разработки танка «Объект 195» и закрытии проекта. По словам Поповкина, проект машины морально устарел.
В начале июля 2010 года министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил, что «Уралвагонзавод» вскоре завершит разработку «Объекта 195», проводившуюся самостоятельно. Однако закрытие темы и ее бесперспективность в глазах руководства МО были подтверждены независимыми экспертами: причиной отказа МО названа невозможность серийного производства машины и ее новых сложных комплектующих силами нынешнего российского ВПК.
15 июля 2010 года в Нижнем Тагиле на выставке «Оборона и защита 2010», по сообщениям прессы, впервые состоялся закрытый показ танка «Объект 195».
В качестве замены «Объекту 195» в новой программе вооружений принята «унифицированная тяжелая платформа» «Армата».

Предполагаемые характеристики танка «Объект 195»:
Экипаж, чел.: 2-3;
Двигатель: перспективный Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500—2200 л. с. разрабатываемый в Челябинске;
Скорость по шоссе, км/ч: более 75;
Скорость по пересеченной местности, км/ч: более 50;
Удельная мощность, л. с./т: не менее 30;
Давление на грунт, кг/см2: около 0,9;
Вооружение: 152-мм гладкоствольная пушка 2А83, 30-мм автоматическая пушка 2А42, 1 х 12,7-мм пулемет «Корд»;
Системы противодействия: система «Штора-2», КАЗ «Дрозд-2» или «Арена-М»;
Бронирование: многослойная комбинированная с использованием встроенной динамической защиты нового поколения, разрабатываемая в рамках ОКР «Реликт»


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика