Опытный реактивный гидросамолет Р-1


Построить в СССР первый реактивный гидросамолет выпало конструкторскому коллективу, возглавляемому Г. М. Бериевым. Все подразделения, отделы и лаборатории сразу начали поиск наилучших решений множества новых технических проблем. Наиболее сложной из них была гидромеханика будущей реактивной летающей лодки. Требовалось решить, сохранять ли обычный редан или создавать что-либо новое, не попадут ли при волне и разбеге брызги воды в реактивный двигатель и не откажет ли он в ответственный момент на взлете, а также другие не менее важные вопросы.
На случай, если высота редана окажется недостаточной для отрыва гидросамолета от воды, была разработана дренажная система, расположенная в межреданной части. С помощью эжекции воздух засасывался в пространство за реданом по специальным каналам и создавал так называемую воздушную смазку, способствующую отрыву машины от поверхности воды. Для этого были предусмотрены два отверстия за первым реданом. Забор воздуха происходил из корпуса летающей лодки в режиме глиссирования.

При аэродинамических расчетах выяснилось, что подкрыльные поплавки, предназначенные для обеспечения поперечной устойчивости на воде, в полете оказывают дополнительное сопротивление, уменьшая крейсерскую скорость. Решено было сделать их убирающимися в законцовки консолей крыла.
Первые рулежные испытания лодки на воде, получившей обозначение Р-1, начались 22 ноября 1951 г. и показали, что на режиме глиссирования гидросамолет не обладает необходимой продольной устойчивостью. Последующие 56 пробежек на воде подтвердили, что требуется ряд конструктивных доработок. До апреля следующего года конструктивные изменения были внесены и испытания продолжились. После 46 очередных пробежек и дополнительных изменений устойчивость лодки улучшилась, что позволило начать полеты.
Впервые реактивный гидросамолет Р-1 оторвался от воды в конце мая 1952 г. Выполнил 23-минутный полет и благополучно приводнил машину летчик-испытатель И. М. Сухомлин.

Летные испытания не обошлись без сюрпризов. На скорости более 350 км/ч в самолете возникла тряска, а в момент приводнения — опасные прыжки аналогично брошенному под углом на воду плоскому камню. Устранение этих недостатков продолжалось до осени 1953 г. Потребовалось выполнить 215 пробежек и 28 полетов. Было внесено 26 изменений в аэро- и гидродинамические характеристики самолета. В процессе испытаний на воде была оценена мореходность машины. Высота ветровой волны, при которой могли производиться взлеты и посадки, соответствовала двухбалльному волнению моря. Брызги при движении по воде в воздухозаборники двигателей и на оперение не попадали. Скорость отрыва составляла 210 км/ч, посадочная находилась в пределах 180—190 км/ч. Применение эффективного водяного руля способствовало рулению машины по воде под любым углом к ветру.
Гидросамолет Р-1 представлял собой летающую лодку со свободнонесущим крылом типа «чайка». Конструкция крыла кессонная. Два турбореактивных двигателя ВК-1 установлены на изломах крыла в специально предусмотренных для них кессонных мостах. Топливо размещается в двух мягких баках, расположенных в корпусе самолета. Корпус лодки — двухреданный, с работающей обшивкой, подкрепленной набором стрингеров и шпангоутов.

Экипаж состоит из трех человек и размещается в двух герметичных кабинах.
Назначение самолета Р-1 — высотная морская разведка. Оборудование его позволяло выполнять полеты на высотах до 12 000 м в сложных метеоусловиях и в ночное время с решением задач аэро- и астронавигации, опознавания самолетов своих и противника.
Вооружение самолета состояло из 4 авиационных пушек калибра 23 мм. Под крылом имелись замки для подвески бомб.
В серийное производство Р-1 не пошел, но опыт, накопленный при проектировании, постройке и летных испытаниях, использовался в дальнейшем при создании серийного реактивного гидросамолета Бе-10.
Несколько десятилетий назад в США была издана авиационная энциклопедия, в которой гидросамолет Р-1 признан первой в мире двухмоторной реактивной летающей лодкой.

Летно-технические характеристики гидросамолета Р-1:
Размах крыла, м: 20;
Длина самолета, м: 19,9;
Высота самолета, м: 7,1;
Площадь крыла, м2: 58;
Масса, кг: пустого самолета – 12460, максимальная взлетная – 20300;
Двигатель: 2 х ТРД Климова ВК-1;
Тяга, кгс: 2 х 2700;
Максимальная скорость, км/ч: на высоте - 800, у воды - 760;
Крейсерская скорость, км/ч: 580;
Практическая дальность, км: 2000;
Практический потолок, м: 11500;
Экипаж, чел.: 3;
Вооружение: 4 х 23-мм пушки;
Боевая нагрузка, кг: 1000 (глубинные бомбы, торпеда)


 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика