Истребителеь-перехватчик Tornado ADV


В июле 1968 г. Великобритания, ФРГ и Италия заключили соглашение о разработке истребителя-бомбардировщика Tornado IDS для ВВС и ВМС своих стран. В том же году Великобритания, которой требовался дальний перехватчик, стала изучать возможность создания варианта такого самолета на основе истребителя-бомбардировщика Tornado. Главным назначением нового самолета должно было являться боевое патрулирование и перехват средних бомбардировщиков и разведчиков - Ту-22, Ту-22М и Су-24, представлявших наибольшую угрозу для Британских островов.
Рабочее проектирование перехватчика Tornado ADV (Air Defence Variant - вариант самолета ПВО) было одобрено в марте 1976 г., первый полет опытного истребителя состоялся 27 октября 1979 г., а серийного самолета - 12 апреля 1984 г.

Первые 18 истребителей, поставленные ВВС Великобритании к октябрю 1985 г., были выпущены в варианте Tornado F.2 с двумя двигателями RB.199 Mk.103. В июле 1986 г. начались поставки перехватчиков в варианте F.3 с двигателями RB.199 Mk.104 и усовершенствованным бортовым оборудованием. В дальнейшем на самолетах F.2 также предполагается установить БРЭО истребителя F.3 (без замены двигателей), после чего они получат обозначение F.2A.
ВВС Великобритании заказано 173 самолета Tornado ADV (в том числе 52 - с двойным управлением). 24 истребителя закупила Саудовская Аравия (в том числе шесть - с двойным управлением).
Крупнейшим конфликтом, в котором приняли участие перехватчики Tornado ADV, была война в зоне Персидского залива. Однако использование самолета было весьма ограниченным (в отличие от ударного самолета Tornado IDS) и нерезультативным. Tornado ADV привлекались к патрулированию воздушного пространства над территорией Саудовской Аравии и Ирака, но не сбили ни одного иракского самолета.

Конструкция перехватчика Tornado ADV на 80 % аналогична исходному истребителю-бомбардировщику Tornado IDS. Основные отличия заключаются в удлинении на 1,96 м носовой части фюзеляжа (для размещения новой РЛС) и добавлении секции за кабиной экипажа для подфюзеляжной установки упровляемых ракет «Скайфлэш». Неподвижные части крыла продлены вперед, и их стреловидность возросла с 60° до 67° с целью увеличения хорды и компенсации смещения ЦМ самолета из-за удлинения фюзеляжа и увеличения массы РЛС.
По сравнению с самолетом IDS запас топлива на перехватчике Tornado ADV увеличен на 909 л. за счет установки топливного бака в дополнительной секции фюзеляжа. В передней части фюзеляжа слева по борту расположена убирающаяся в полете штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе.
Самолет Tornado ADV оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24 «Фоксхантер» с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса «бомбардировщик» - 185 км и класса «истребитель» - 80 км. Станция способна обнаруживать и сопровождать на проходе до 12 целей.

Перехватчика Tornado ADV вооружен одна встроенной 27-мм пушкой IWKA-Маузер. На подфюзеляжных узлах в полуутопленном положении подвешиваются четыре (по две тандемом) управляемые ракеты «Скайфлэш» класса воздух-воздух с полуактивной моноимпульсной ГСН. Ракеты могут поражать высоко и низко до 75 м летящие цели на дальности до 45 км в условиях интенсивных помех. На каждом из подкрыльевых пилонов могут подвешиваться 1-2 управляемые ракеты AIM-9L «Сайдуиндер» с ТГСН.
Модификации перехватчика Tornado ADV:
Tornado F.2 - первые серийные самолеты этого типа. 18 единиц были поставлены ВВС Великобритании в октябре 1985 г.
Tornado F.3 - самолеты с новыми двигателями RB 199 Mk.104 и усовершенствованным оборудованием. Выпущено в начале 90-х годов 197 единиц. Самолеты Tornado F.Mk3 поставлялись Саудовской Аравии (24 единицы) и продолжают находиться на вооружении ВВС Великобритании.

Летно-технические характеристики Tornado F.Mk.2:
Размах крыла, м: максимальный - 13,91; минимальный - 8,60;
Длина самолета, м: 18,68;
Высота самолета, м: 5,95;
Угол стреловидности крыла, град: минимальный - 25, максимальный - 67;
Площадь крыла (при угле 25 град), м2: 26,60;
Масса, кг: пустого снаряженного самолета – 13600, максимальная взлетная – 27210;
Масса топлива, кг: во внутренних баках - 5790, в ПТБ - 5805;
Тип двигателя: 2 ТРДДФ Turbo-union RB199-34R Mk.101;
Максимальная статическая тяга, кН: форсированная - 2 х 66,01; нефорсированная - 2 х 33,70;
Максимальная скорость, км/ч: 2333;
Крейсерская скорость, км/ч: 1010;
Радиус перехвата, км: при сверхзвуковой скорости - 540, при дозвуковой скорости - 1355;
Продолжительность патрулирования: до 2 часов;
Макс. эксплуатационная перегрузка: 7,5;
Экипаж, чел.: 2;
Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка IWKA-Mauser (Mauser BK27) с 180 патронами;
Боевая нагрузка: 8165 кг на 6 подвесках - 4 УР класса воздух-воздух Sky Flash, 2 УР AIM-9L Sidewinder с ИК ГСН или до шести УР AIM-120 AMRAAM средней дальности



 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика