Пограничные катера проекта 1400 «Гриф»

Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦКБ «Алмаз» под командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф».
Катера проекта 1400 «Гриф» предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. Катера проекта 1400 «Гриф» также выполняли поисково-спасательные операции, занимались обслуживанием средств навигационной обстановки, экологическим контролем и лоцманской службой.


Головной катер строился на ПО «Алмаз» в 1968 году, там же были построены еще три катера установочной серии. Массовое производство для пограничников было развернуто в 1969 году на Феодосийском ПО «Море» (всего там было построено около 30 катеров). С 1974 года строились экспортные катера проекта 1400-Э, а с 1976 года и проектов 1400-М и 1400-МЭ. Всего с 1969 по 1991 годы на ПО «Алмаз», ПО «Море» и Батумском ССЗ было построено около 300 катеров. На Украине их строительство продолжалось и в 1990-х годах.

Катер проекта 1400 «Гриф» имел размеры, позволяющие перевозить его по железной дороге. Основным вооружением была спаренная пулеметная установка 2М-7 калибра 14,5 мм, расположенная в кормовой части. Двухвальная энергетическая установка состояла из двух V-образных дизелей М-401А мощностью 1000 л. с. каждый. Корпус проектировался клепаным из алюминиевого сплава марки В48-4Т1.
С учетом пожеланий иностранных заказчиков, в 1974 году в ЦКБ «Алмаз» был разработан специальный техпроект 1400-Э, предназначенный специально для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом. Экспортные катера такого типа отличались наличием дополнительной турельной пулеметной установки калибром 14,5 или 12,7 мм, установленной на баке; системой кондиционирования воздуха и дополнительным дизель-генератором ДГ-40.
Позднее проект был значительно откорректирован: модифицированный проект 1400-М предполагал изготовление сварного корпуса из сплава АМГ-61, что позволило применить блочный метод постройки и максимальную унификацию узлов и элементов с двумя предыдущими проектами. В качестве двигателей использовались более современные дизели М-401БТ и дизель-генераторы ДГКН-40 и ДГ-40, управляемые системой «Орион-3М». В штурманское вооружение вошли система «Градус-2М» и авторулевой «Самшит-В221», в навигационное оборудование вошли бинокулярная морская труба БМТ-110, НРЛС «Лоция» и дополнительно ответчик госопознавания «Хром-К».

Основным вооружением катеров проекта 1400 «Гриф» являлась турельно-башенная пулеметная установка «Утес-М» калибром 12,7 мм. Экспортная модификация принципиально практически ничем не отличалась от своего советского аналога. В зависимости от желания заказчика на катере устанавливались типы 2М-5 или 2М-1 в носу или корме (в корму можно было встроить прожектор МСП-45К).
Сторожевые катера проекта 1400 «Гриф» служили на Балтийском, Черном и Каспийском морях в составе отдельных бригад МЧПВ КГБ СССР. Несколько катеров входили в состав Военно-морского флота СССР как артиллерийские катера, они занимались охраной акваторий портов. После распада СССР катера вошли в состав пограничного и военно-морского флотов: России, Украины, Абхазии, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Эстонии и Грузии.


Из более чем трехсот катеров чуть больше ста было отправлено на экспорт в 23 страны Африки, Азии и Америки. Еще два катера получила Эстония после распада СССР (в 1992 году) и несколько десятков корпусов достались Украине при разделе Черноморского флота (один передан Грузии). К настоящему времени практически все катера проекта 1400-М были списаны, и в составе морских частей ФПС России насчитывается не более 20 единиц.

Основные характеристики катеров проекта 1400 «Гриф»
Водоизмещение, т: стандартное - 35,9; полное - 39,7;
Длина, м: по КВЛ - 21,7; максимальная - 23,8;
Ширина, м: по КВЛ - 3,8; максимальная – 5;
Осадка, м: по КВЛ – 1;
Двигатель: 2 дизеля М-401БТ и дизель-генератор ДГ-40 и ДГКН-40;
Мощность: 2000 л. с. + 400 кВт
Скорость хода, уз.: полная – 29, экономичная -9;
Дальность плавания, миль: 450 (при 13 уз.);
Автономность плавания, дней: 5;
Экипаж, чел.: 10 (1 офицер);
Навигационное вооружение: РЛС «Лоция», «Градус-2М», компас КИ-13, компас КМ-69;
Радиолокационное вооружение: РЛС госопознавания «Хром-К»;
Радиоэлектронное вооружение: радиостанции Р-617 (КВ) и Р-619-2 (УКВ);
Артиллерия: 14,5-мм пулеметная установка 2М-7 или 2М-5 или 12,7-мм пулеметная установка «Утес-М»


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.