Летом 1914 года во Франции были построены несколько моделей бронемашин, базой для которых послужили легковые автомобили «Пежо». Бронемашины отличались своим шасси, бронированием и вооружением, поскольку стандартной модели бронеавтомобиля еще не существовало. Большинство машин было вооружено 8-мм пулеметом, и поэтому они обозначались буквами AM (automitrailleuse — пулеметный бронеавтомобиль). Первая модель бронеавтомобиля «Пежо» образца 1914 года была построена с использованием шасси легкового автомобиля, на которое установили открытый сверху импровизированный бронекорпус. С левой стороны машины имелась двустворчатая дверь для посадки экипажа. Левая створка двери была ниже правой и служила для доступа в отделение управления, где с правой стороны находилось сиденье водителя. Обзор водителю обеспечивало небольшое прямоугольное окно в вертикальной передней стенке. Сразу за отделением управления находилось открытое боевое отделение, посередине которого на шкворневой установке был смонтирован 8-мм пулемет «Гочкис», оборудованный прямоугольным бронещитом. Пулемет мог разворачиваться на 360°, и стрельба из него велась поверх стенок бронекорпуса. Для входа в боевое отделение служила правая створка двери.
В августе 1914 года появились первые импровизированные пушечные бронемашины «Пежо», базой для которых послужили имевшиеся в наличии разнотипные автомобили этой фирмы. Бронировались только их капоты и кабины, а в открытом кузове на тумбовой установке монтировалась 37-мм пушка «Пюто» с плоским бронещитом. Один из таких ранних образцов был построен на шасси коммерческого заднеприводного (4x2) 1,5-тонного грузовика «Пежо». Его моторное отделение и кабина были защищены 5,5-мм стальными листами бронекапоту была придана полуцилиндрическая форма, а наклонная передняя стенка кабины с двумя небольшими прямоугольными окнами плавно, по дуге, переходила в крышу. В боевой обстановке окна закрывались наружными бронезаслонками, которые двигались в специально предусмотренных пазах и в задраенном положении оставляли только узкие смотровые щели, прикрытые сверху треугольными козырьками. Еще два таких окна размером побольше имелись в боковых стенках кабины управления. Передняя стенка моторного отделения представляла собой бронированное жалюзи, горизонтальные пластины которого были неподвижны и защищали радиатор от поражения пулями и мелкими осколками. Боевое отделение с 37-мм пушкой, за плоским бронещитом, находилось в открытом деревянном кузове, и орудийный расчет не имел никакой защиты кроме щита пушки. Для езды в темное время суток машина была оборудована одной большой фарой, установленной перед защитным жалюзи радиатора у переднего левого крыла. Пара дополнительных осветительных фонарей располагалась по обе стороны нижней кромки лобовой стенки водительской кабины. В заднеприводной ходовой части использовались спицованные колеса с пневматическими шинами, причем задние колеса имели двойные скаты.
Следует отметить, что по причине использования разных шасси пушечные бронемашины, выпускавшиеся с августа 1914 года, в значительной степени отличались друг от друга, а их боевые качества были весьма низкими. В конце концов в декабре того же года их производство было прекращено. В конце 1914 года командование французских вооруженных сил приняло решение разработать стандартный тип бронеавтомобиля. В соответствии с армейскими директивами были построены две машины. Одна — AM «Рено» 20CV модель EI — была вооружена пулеметом, другая — АС «Пежо» 18CV — 37-мм пушкой (АС — autocanon). Базой для пушечной бронемашины «Пежо» послужило шасси автомобиля «Пежо» 146 или 148 (по другим сведениям — «Пежо» 153). В результате военными были заказаны около 120 пулеметных броневиков «Рено» и приблизительно 150 пушечных «Пежо». Поскольку корпуса бронемашин обоих типов были очень похожи, а вооружение взаимозаменяемым, то в ходе боевых действий оно неоднократно переставлялось с одной машины на другую.
Бронированный корпус машины был разработан капитаном Рено и склепывался из листов катаной стали толщиной 5,5 мм. Боевое отделение было открытым, днище по всей видимости броней не защищалось. Лобовой лист корпуса был установлен под большим углом наклона и в нем имелось широкое, но узкое окно, через которое водитель машины мог наблюдать за местностью. В боевой обстановке окно закрывалось бронещитком с двумя смотровыми щелями. Чтобы избежать попадания рикошетирующих пуль в открытое окно водителя, на капоте у основания лобового листа вертикально крепилась полоса броневой стали. Она же служила основанием для крепления зеркал заднего вида. Кроме того, на ней часто писали название машины. Радиатор защищала бронированная решетка. Открытое боевое отделение вместе с вооружением накрывалось брезентовым тентом, который обычно перевозился в свернутом виде перед бронещитом над рабочим местом водителя броневика. В передней части корпуса находилось моторное отделение, в котором устанавливался четырехцилиндровый, четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Пежо» 146 (18CV) с рабочим объемом 2800 см3, который развивал мощность до 29,4 кВт (40 л. с.), что позволяло машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч. Коробка передач обеспечивала движение вперед на четырех скоростях и задний ход. Топливный бак машины вмещал около 45 литров бензина, которых хватало на 140 км пути.
В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса со стальными спицами и пневматическими шинами размером 8,80-120. На ведущей задней оси устанавливались колеса с двойными скатами. Нагрузка на ходовую часть распределялась следующим образом на переднюю ось приходился вес 1,4 т, на заднюю — 3,6 т. После окончания воины во французской армии оставалось лишь 28 бронемашин «Пежо». В 1920 году несколько машин использовались в вооруженном конфликте в Марокко. В 1923 году один бронеавтомобиль в порядке эксперимента был оснащен полугусеничным движителем типа «Кегресс». Что касается остальных машин, то все они были переданы в Польшу.
|