Бронеавтомобиль «Шаррон» модель 1905 года
Франция 

  Бронеавтомобиль Шаррон  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля «Шаррон» модель 1905 года.
Боевая масса, т: 2,95;
Экипаж, чел: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 4800, ширина - 1700, высота - 2400;
Бронирование, мм: 4,5;
Вооружение: 8 мм пулемет «Гочкис» образца 1914 г.;
Двигатель: CGV, 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 22 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 7,46;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 45, по проселку - 30;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град - 25.
 

Французская армия одной из первых начала использовать автомобили для перевозки офицеров. Фирма «Шаррон, Жирардо э Вуа» (CGV), производившая удачные гоночные машины быстро отреагировала на новое веяние и на базе легкового автомобиля разработала полу бронированную машину, вооруженную 8-мм пулеметом «Гонкие», установленным за бронированным барбетом, который располагался на месте задних сидений. Заднеприводная (4x2) машина имела открытую кабину с двумя сиденьями, правое из которых являлось рабочим местом водителя.

Выставленная в 1902 году на парижском автомобильном салоне, эта машина произвела на военных благоприятное впечатление, но дальше разговоров о ней дело не пошло. В 1903 году бронеавтомобиль удачно прошел испытания, но на этом все закончилось, заказов на него не поступило «Шаррон» образца 1902 года гак и остался на стадии прототипа — из-за чрезмерно высокой стоимости были построены только две машины.

Бронеавтомобиль Шаррон

Однако руководство фирмы, понимавшее, что армии без бронеавтомобилей не обойтись, приняло решение продолжить работы над усовершенствованием своего детища, и спустя три года предложила новую модель бронемашины, в которой были учтены все замеченные недостатки, — «Шаррон» модель 1905 года с полностью бронированным корпусом и башней.
Необходимо отметить, что идею создания этой машины, равно как и ее первоначальный проект предложил русский офицер, подъесаул Сибирского казачьего корпуса М. А. Накашидзе — участник русско-японской войны 1904-1905 г г. Незадолго до окончания войны Накашидзе представил в русское военное ведомство свой проект, который поддержал командующий маньчжурской армией генерал Линевич. Но поскольку руководство ведомства сочло отечественную промышленность недостаточно подготовленной к постройке таких машин, реализацию проекта поручили французской фирме «Шаррон, Жирардо э Вуа» (CGV) в Пюто.
Одновременно аналогичная машина была построена в Австрии компанией «Аустро-Даймлер». Именно эти два бронеавтомобиля стали прообразами тех бронированных боевых машин, чью компоновку теперь принято считать классической.
Корпус бронемашины «Шаррон» склепывался из листов железоникелевой стали толщиной 4,5 мм, обеспечивавших защиту мотора и экипажа от ружейных пуль и мелких осколков. Обзор водителю и сидевшему рядом с ним командиру обеспечивало большое лобовое окно, которое в боевой обстановке закрывалось большой трапециевидной бронекрышкой с ромбическими смотровыми отверстиями, оборудованными круглыми наружными бронезаслонками. Вне поля боя бронекрышка устанавливалась в горизонтальное положение и фиксировалась с помощью двух подвижных кронштейнов. Кроме того, с каждой стороны корпуса имелись два больших окна, которые также закрывались бронезаслонками. Для входа и выхода экипажа, состоявшего из трех человек, в левом борту имелась дверь, открывавшаяся по направлению к корме машины.

К обоим бортам корпуса по диагонали крепились U-образные стальные мостки, предназначавшиеся для преодоления препятствий в виде канав, рвов или траншей. Для вождения бронемашины в темное время суток перед передним наклонным листом моторного отсека была установлена большая фара-прожектор. Вторая фара была смонтирована в переднем листе корпуса под лобовым окном и прикрывалась бронекрышкой.


  Схема бронеавтомобиля Шаррон  

На крыше боевого отделения, находившегося позади сидений водителя и командира, устанавливалась низкая цилиндрическая башня кругового вращения со скошенной спереди и сзади крышей. Передний скос был довольно большим и являлся, по сути, полукруглым люком, крышка которого могла подниматься в горизонтальное положение. В башне на специальном кронштейне крепился 8-мм пулемет «Гочкис», ствол которого был защищен открытым сверху бронекожухом. Весьма интересно был решен механизм поворота башни, не имевшей шариковой опоры. Башня опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. Вручную, при помощи маховика, перемещавшегося по ходовому винту колонны, можно было приподнять башню и осуществить ее вращение. Только в таком положении мог быть обеспечен круговой обстрел из пулемета Башню для «Шаррона» разработал морской офицер капитан третьего ранга Гийе, с помощью которого в 1906 году фирма «Шаррон, Жирардо э Вуа» представила свой бронеавтомобиль руководству военного министерства.
В передней части корпуса располагалось моторное отделение, в котором устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель CGV, развивавший мощность 22 кВт (30 л. с.), что позволяло 2,95-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 45 км/ч, а по мягкому грунту — со скоростью 30 км/ч. Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивали люки со съемными крышками, предусмотренные во всех стенках броне капота.
В заднеприводной (4x2) ходовой части бронемашины использовались деревянные спицованные колеса, защищенные стальными колпаками и оборудованные шинами, заполненными специальным губчатым материалом, который позволял машине продолжать движение в течение десяти минут после попадания в колесо пули. Чтобы свести такую возможность к минимуму, задние колеса прикрывались бронекожухами полукруглой формы.


  Компоновочная схема бронеавтомобиль Шаррон  
 
Компоновочная схема бронеавтомобиля «Шаррон»:
1 — крышка лобового люка (в поднятом положении); 2 — опорная колонна; 3 — колесо для поворота башни; 4 — стеллаж для боекомплекта; 5 — прожектор; 6 - кронштейн лобового люка; 7 - сиденье водителя; 8 — пулемет; 9 — сиденье стрелка; 10 - пол боевого отделения; 11 — цепная передача.
 

Для своего времени бронеавтомобиль «Шаррон» был поистине передовым творением инженерной мысли, воплотившим в себе ряд новаторских технических решений, к которым относятся башня кругового вращения, резиновые пулестойкие колеса, электрическое освещение и, конечно, возможность запуска мотора из отделения управления машины.
Осенью 1906 года, после демонстрации бронемашины руководству министерства обороны Франции, «Шаррон» принял участие в крупномасштабных маневрах французской армии.

Всего было построено два бронеавтомобиля «Шаррон» образца 1905 года, из них один был приобретен министерством обороны Франции и отправлен в Марокко, другой — российским военным ведомством и отправлен в Россию, где использовался для подавления революционных выступлений в Санкт-Петербурге. Машина вполне устроила русских военных, и вскоре фирма «Шаррон, Жирардо и Вуа» получила заказ на 12 бронемашин, но при транспортировке через Германию они были задержаны и конфискованы немецкими таможенниками «с целью оценки их возможностей», а затем использованы при проведении крупномасштабных военных учений германской армии.
Один броневик типа «Шаррон» построила фирма «Панар-Левассор» еще четыре машины, аналогичные модели «Шаррон» образца 1902 года, по заказу турецкого правительства выпустила в 1909 году фирма «Гочкис». Эти последние использовались в ходе восстания, которые привели к низложению турецкого султана Вообще-то они предназначались для правительственной армии, но при перевозке попали в руки революционной группы «Младотурки» и были использованы против самого султана.



Фото бронеавтомобиля «Шаррон»

Бронеавтомобиль Charron фото-1
Бронеавтомобиль Charron фото-2
Бронеавтомобиль Charron фото-3
Бронеавтомобиль Charron фото-4
Бронеавтомобиль Charron фото-5
Бронеавтомобиль Charron фото-6
Бронеавтомобиль Charron фото-7
Бронеавтомобиль Charron фото-8

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.