Бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг» модель 1914 г.
Россия 


  Бронеавтомобиль Маннесманн-Мулаг  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Маннесманн-Мулаг»
Боевая масса, т: 4,0;
Экипаж, чел: 5;
Бронирование, мм: 5;
Вооружение: 47-мм пушка «Гочкис», два 7,62-мм станковых пулемета «Максим»;
Двигатель: «Маннесманн-Мулаг», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, мощность 36,7 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 9,17;
Максимальная скорость, км/ч: ...;
Запас хода, км: ...;
Преодолеваемые препятствия: ...;
 

    17 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе полковника лейб-гвардии егерского полка Добржанского, временно прикомандированного к канцелярии Военного министерства и предложил ему сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Спустя два дня своим разрешением приступить к постройке броневых машин. Военный министр «положил начало существованию блиндированных автомобилей и формированию роты».
     Первая броневая часть русской армии была сформирована за полтора месяца и получила название «1-я автомобильная пулеметная рота». В ее состав входили четыре взвода броневых автомобилей и один автомобильный пушечный взвод. Всего рота насчитывала 9 броневиков 8 пулеметных и один пушечный.
     Бронеавтомобили 1-й автопулеметной роты (а впоследствии — дивизиона) стоят особняком среди броневиков русской армии. Во-первых, это были первые отечественные бронеавтомобили, собранные в заводских условиях; во-вторых, построили их очень быстро; в-третьих, по своей конструкции они были «нестандартными», т. е. совершенно не соответствовавшими тактико-техническим требованиям к бронеавтомобилям, которые разрабатывались в это же время в ГВТУ.


  Схема бронеавтомобиля Маннесманн-Мулаг  
 
Схема бронеавтомобиля «Маннесманн-Мулаг» 1914 г.
 

     В процессе постройки пулеметных машин «Руссо-Балт» стало ясно, что они будут малопригодны для действий «против неприятеля, скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника». Поэтому в конце октября 1914 года был построен пушечный броневик на шасси двухосного заднеприводного (4x2) 4-тонного автомобиля германской фирмы «Маннесманн-Мулаг».
     Бронеавтомобиль был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и имел полубронированный корпус, который склепывался из листов катаной стали толщиной 5 мм. Полностью бронированной была только кабина водителя со скошенной передней частью крыши. Водитель располагался в кабине справа и мог наблюдать за дорогой через смотровую щель в скошенном треугольном лобовом листе. Дополнительный обзор ему обеспечивала смотровая щель в правой стенке кабины. Еще одна смотровая щель имелась в левом борту кабины над бортовой дверью с полукруглым верхом, которая крепилась на внешних шарнирных петлях и открывалась вперед. Слева в вертикальной стенке кабины был установлен 7,62-мм пулемет «Максим» из которого вел огонь командир машины. На горизонтальной части крыши кабины была смонтирована фара-прожектор, которая обеспечивала движение в темное время суток.
     За кабиной водителя располагалось открытое боевое отделение — грузовой кузов с деревянным полом, обшитый бронелистами. В нем с небольшим смещением к корме на тумбе было установлено основное вооружение броневика — 47-мм морская пушка «Гочкис» за коробчатым щитом большого размера. В горизонтальной плоскости пушка могла поворачиваться на 12-13° в обе стороны относительно продольной оси машины, что было продиктовано габаритами пушечного щита. Справа и слева от кабины водителя в передней части кузова имелись стрелковые амбразуры и шкворневые установки для крепления 7,62-мм пулемета «Максим», который можно переносить с борта на борт.
     Подвижность бронемашине обеспечивал 36,7-киловаттный (50 л. с.) четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Маннесманн», доступ к которому с целью ремонта и технического обслуживания обеспечивали прямоугольные эксплуатационные люки в боковых стенках моторного отсека. В скошенном переднем бронелисте последнего была предусмотрена двустворчатая дверца, через которую охлаждающий воздух поступал к двигателю и радиатору. В боевом положении створки закрывались, чтобы предотвратить поражение радиатора пулями и осколками снарядов, и тогда воздух засасывался снизу, через щель за передним бронелистом.


  Бронеавтомобиль Маннесманн-Мулаг  модель 1914 г.  
 
Бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг»
 

     В заднеприводной (4x2) ходовой части с цепной передачей к ведущим колесам и подвеской на полу эллиптических листовых рессорах на передней оси применялись односкатные колеса, а на задней ведущей — двускатные, увеличенного диаметра, оборудованные пулестойкими шинами. Крыльев над передними колесами не было, задние слегка прикрывались сверху бортами.
     Опыт эксплуатации в боевых условиях выявил недостатки броневика «Маннесманн-Мулаг» оказался чересчур громоздким, неповоротливым и слабо защищенным. а по фугасному действию 47-мм снаряд пушки «Гочкис» уступал 37-мм снаряду пушки «Максим-Норденфельд». В конце 1914 года броневик был сильно поврежден в бою и вышел из строя.
    В марте 1915 года на вооружение 1-й автопулеметной роты поступили еще два пушечных бронеавтомобиля, заказанных Ижорскому заводу еще в ноябре 1914 года и построенных на базе более легкого 3-тонного шасси грузовика «Маннесманн-Мулаг». По типу бронировки новые машины не отличались от ранней модели, были оснащены 30,9-киловаттными (42 л. с.) двигателями и вооружены 37-мм автоматической пушкой за щитом и 7,62-мм пулеметом для самооборон
     Один из броневиков «Маннесманн-Мулаг» участвовал в параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1918 года. В 1921 году машина этого типа находилась на Броневом танко-автомобильном заводе.


   
 
Смотрите на сайте:
 
  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика