Бронеавтомобиль «Джеффери» (бронеавтомобиль Поплавко) 1916 г.
Россия 


  Бронеавтомобиль Джеффери  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля «Джеффери»
Экипаж, чел.: 4;
Бронирование, мм: 7;
Вооружение: два 7,62-мм станковых пулемета «Максим»;
Боекомплект: 6000 патронов;
Двигатель: «Джеффери», карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, мощность 23,5 кВт;
Максимальная скорость, км/ч: 35.
 

    9 ноября 1915 года на Юго-Западный фронт отправился 26-й автопулеметный взвод под командованием штабс-капитана Виктора Поплавко. В его составе имелась сверхштатная полубронированная машина под названием «Чародей». Она была построена по проекту командира взвода на шасси двухтонного полноприводного грузовика «Джеффери Куад» американской фирмы «Томас Джеффери компани» и предназначалась для обслуживания броневых автомобилей взвода на линии огня, подвоза боеприпасов, горючего и эвакуации поврежденных машин. А так как непосредственное участие в боях «Чародея» не предполагалось, он имел броню, прикрывающую мотор и кабину лишь спереди и с боков.
     В январе 1916 года, учитывая лучшую проходимость «Джеффери» по сравнению с основной матчастью взвода, Поплавко решил использовать «Чародея» в качестве инженерной машины разграждения. Для этого на нем установили лебедку, два якоря-кошки с тросами и легкий разборный мост служивший для преодоления окопов и рвов 27 января подпоручиком. Устиновым было проведено первое испытание. С помощью «кошек» заброшенных за заграждение машина прорвала четыре ряда колючей проволоки и растащила рогатки, укрепленные проволокой к деревьям. В дальнейшем работая над усовершенствованием «Чародея», Поплавко сконструировал специальное ломающее приспособление позволявшее, используя ударную силу грузовика, рвать проволоку и выворачивать из земли колья. Нижний броневой лист был установлен с таким расчетом. чтобы разрушенное заграждение машина подминала под себя, не мешая своему дальнейшему движению. Испытанный в конце апреля 1916 года, «Джеффери» показал хорошие результаты что побудило штабс-капитана Поплавко обратился за помощью к командованию 7-й армии. «Прошу оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь. Для этого необходимо лишь дать наряд на сталь на Ижорском заводе собрать «Джеффери» в армии и дать мне кузнецов. Через две недели по получении всего будут созданы отряды «Слонов Ганнибала», применение которых будет на первое время поворотным ключом в кампании.

Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко

     На каждой машине будет помещаться шофер, пулеметчик и 10 нижних чинов, вооруженных кинжалами, маузерами и ручными гранатами. 30 таких машин подходят на рассвете к проволоке противника, где ровное место и твердый фунт, переходят через нее и под прикрытием своих пулеметов подходят к окопу. В то же время люди, бросив гранаты, прыгают в окоп и занимают его. Сзади движется густая цепь пехоты, по которой не будет ружейного и пулеметного огня. После этого люди с машин наводят переносные мосты, возимые каждым броневиком, автомобили переходят через окоп и рвут вторую линию».
     «10 мая 1916 года «Чародей» испытывался в присутствии Начальника инженеров 7-й армии полковника Полянского и офицеров штаба 2-го армейского корпуса. Машина на небольшой скорости свободно преодолела препятствие из 4-х рядов кольев - толщиной до 2,5 вершков, прочно вбитых в землю на 0,5-0,75 аршина». Затем также без особого труда, дважды прорвала аналогичное заграждение, густо оплетенное колючей проволокой. В обоих случаях был проделан проход по ширине броневика, пригодный для движения пехоты. Кроме того, демонстрировалась наводка легкого моста для движения «Джеффери» через окоп или канаву. «Результаты испытания поразительны» — доносил в Ставку полковник Полянский.
     В начале июня 1916 года штабс-капитан Поплавко вместе с «Чародеем» убыл в Петроград, где его «Джеффери» прошел всесторонние испытания на Инженерном полигоне. По их результатам Комиссия по броневым автомобилям постановила спешно изготовить 30 таких машин на Ижорском заводе. Заказ на их постройку был дан Главному военно-техническому управлению 8 августа 1916 года, а в конце сентября все броневики сдали заказчику. 6 октября 1916 года их демонстрировали членам Особого совещания по обороне государства и представителям Генерального Штаба.
     Серийные машины в соответствии с требованиями имели полностью закрытый броневой корпус из 7-мм брони. В его передней части находился двигатель, за ним — боевая рубка экипажа. Причем обслуживание двигателя было возможно изнутри машины. В задней части, на месте грузовой платформы, был установлен невысокий броневой короб для запасных частей, горючего и боеприпасов. В случае необходимости там могло перевозиться несколько пехотинцев. Вооружение броневика состояло из двух пулеметов Максима на подвесных станках Соколова с четырьмя амбразурами для стрельбы. Для входа и выхода экипажа, состоящею из командира, шофера и двух пулеметчиков, с правой стороны корпуса имелась дверь. На переднем броневом листе крепилось съемное ломающее приспособление, изготовленное из уголкового стального профиля. Колеса оснащались дополнительными уширенными бандажами для движения по мягкому грунту. Двигатель мощностью 32 л с позволял бронеавтомобилю развивать скорость до 35 км/ч. Этого считалось достаточным, так как «Джеффери» предназначались прежде всего для выполнения «задачи особого назначения» - прорыва проволочных заграждений.

Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко

     10 сентября 1916 года, еще до окончания постройки бронемашин, был Высочайше утвержден штат «Броневого автомобильного дивизиона Особого назначения - 30 бронированных «Джеффери». 4 грузовых и 4 ледовых машины, 4 автоцистерны, 1 автомастерская и 9 мотоциклов. Его командиром стал получивший повышение в чине капитан Виктор Поплавко. Организационно дивизион делился на три взвода (по 10 броневиков), каждое отделение на три звена (по 3 машины), звеном командовал офицер.
     16 октября 1916 года бронедивизион отбыл на Юго-Западный фронт, где вошел в состав войск 11-й армии. В конце декабря планировалось его использование в наступательной операции совместно с одной из стрелковых дивизий. В процессе подготовки к этому 20 декабря 1916 года 15 «Джеффери» участвовали в учебной атаке по прорыву заграждения на старой австрийской позиции. Оно состояло из четырех полос по четыре ряда кольев, густо оплетенных колючей проволокой. Броневики успешно справились с заданием затратив на прорыв заграждения от 45 до 60 секунд и оставив после себя проходы для пехоты. Однако, чтобы до начала общего наступления войск Юго-Западного фронта намечавшегося на весну 1916 года «противник не принял мер против новой техники» использование «Джеффери» отложили.
     В январе 1917 года русское командование решило сформировать еще три аналогичных дивизиона для Юго-Западного и Румынского фронтов. Заказ на изготовление 90 «Джеффери» с улучшенным вариантом бронировки 14 февраля 1917 года получил Склад приборов и приспособлений при Офицерской стрелковой школе, а броня должна была поступать с Ижорского завода. Предполагалось начиная с середины марта, сдавать ежемесячно по 15 машин. Однако реально построили только один броневик, отправленный 16 июня 1916 года в Запасной броневой дивизион.


  Схема бронеавтомобиля Джеффери (Поплавко)  

     В начавшемся 16 июня 1917 года наступлении войск 11-й армии бронедивизион Особого назначения для прорыва проволочных заграждений не применялся. Однако. действуя как обычные броневики, «Джеффери» оказали большую помощь 17-му армейскому корпусу прикрывая его отход во время прорыва немцев на Тернополь.
     Основной причиной эффективных действий «Джеффери» в июльских боях являлась их повышенная проходимость и подвижность (за счет поворота передних и задних колес) по сравнению с другими типами броневых автомобилей. Особенно это было заметно в боях 7-8 июля, когда из-за дождей фунтовые дороги стали практически непроходимыми для автомашин. Однако выявились и серьезные недостатки в системе бронировки и вооружения «Джеффери». Так, боевое отделение сильно нагревалось от находившегося там двигателя, а горизонтальный обстрел пулеметов составлял всего 15 градусов.
     2 октября 1917 года, после испытания «Джеффери» в присутствии членов штаба Юго-Западного фронта решено было «отказаться от применения этих машин для выполнения задачи особого назначения, а использовать их для выполнения задач обыкновенных броневых автомобилей, причем благодаря неудовлетворительному размещению и конструкции бойниц лишь при условии совместной работы одновременно не менее двух таких броневиков».
     После октябрьского переворота 1917 года бронедивизион Особого назначения был «украинизирован» и включен в состав вооруженных сил Центральной Рады — правительства провозгласившей независимость Украины. Однако Центральная Рада не смогла долго удержаться у власти и бронеавтомобили «Джеффери» пошли по рукам. Большая их часть досталась Красной Армии и была передана во вновь сформированные бронеотряды. Однако количество этих машин было невелико – например, по состоянию на 27 мая 1919 года в составе 13 бронеотрядов Южного фронта имелось 50 бронеавтомобилей, из них только один «Джеффери» (в 36-м бронеотряде). Такая же картина наблюдалась и в бронечастях Восточного фронта: по состоянию на 1 июня 1919 года в шести бронеотрядах числилось 22 броневика, из них один «Джеффери» (в 41-м бронеотряде). К 1 марта 1920 года, по докладу броневого отдела Главного военно-инженерного управления (орган, ведавший формированием. обеспечением и боевой деятельностью бронечастей Красной Армии в годы Гражданской войны) - в бронечастях Республики числится 369 бронеавтомобилей 27 различных фирм, из них... 9 марки «Джеффери».


  Бронеавтомобиль Поплавко  
 
Бронеавтомобиль «Джеффери» на испытаниях, октябрь 1916 г.
 

     Особой популярностью у экипажей красных «Джеффери» не пользовались. Причина была как в неудачной конструкции корпуса, так и в ненадежности самого шасси. Например, 20 июня 1920 года в мастерских управления бронечастей Западного фронта вышел на испытания отремонтированный бронеавтомобиль «Джеффери». В заключении комиссии, принимавшей машину, было сказано «Двигатель перегружен, конструкция брони неудачна, помещение для прислуги в шесть человек мало, что делает работу в бронеавтомобиле затруднительной, мотор тянет плохо. Для боевой службы машина совершенно непригодна».
     В ходе Гражданской войны делались попытки внести в конструкцию «Джеффери» улучшения. Например, как минимум на одну машину установили часть корпуса с башней от бронеавтомобиля «Шеффилд-Симплекс». Кто и где производил эту работу неизвестно.
     Два-три «Джеффери», захваченных у Красной Армии, использовались в бронечастях белогвардейцев (например, бронеавтомобиль «Славный» из состава 3-го бронеотряда 1-го бронедивизиона Добровольческой Армии).
     Летом 1918 года один «Джеффери» был захвачен у красных на Восточном фронте частями чехословацкого корпуса. Под названием «Janosik» он некоторое время воевал против своих бывших хозяев.
     В качестве трофеев «Джеффери» попали и за границу. Пять «Джеффери» захватили немцы в районе Тарнополя летом 1917 года. Два из них участвовали в боях в Берлине в 1919 году.
     Летом 1919 года польским войскам в качестве трофеев досталось два «Джеффери», один в Крименце, другой в Збараже. После ремонта в варшавских мастерских одна из этих машин под названием «Wnuk» («Внук») использовалась в боях на советско-польском фронте. Этот бронеавтомобиль находился в составе польской армии до конца 1922 года.
     В Красной Армии служба «Джеффери» также была недолгой. К февралю 1922 года в бронечастях РККА имелся 261 бронеавтомобиль из них 10 «Джеффери». Причем в строю была только одна машина, а девять предназначались для разбронирования.


   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика