Бронеавтомобиль «Остин» Путиловского завода («Русский «Остин») 1916 г.
Россия 

  Бронеавтомобиль Остин Путиловского завода  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля «Остин» Путиловского завода
Экипаж, чел.: 4;
Бронирование, мм: 7;
Вооружение: два 7,62-мм станковых пулемета «Максим»;
Боекомплект: 6000 патронов;
Двигатель: «Джеффери», карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, мощность 23,5 кВт;
Максимальная скорость, км/ч: 35.
 

В 1916 году ГВТУ помимо закупки боевых машин за границей решило изготавливать броневики и в России. Для этой цели кроме 90 шасси «Фиат» предполагалось использовать и шасси «Остин», хорошо зарекомендовавшее себя в русских условиях 25 августа 1916 года с этой фирмой заключили договор на поставку 60 шасси с двойным рулевым управлением. В остальном они ничем не отличались от ранее используемых для бронеавтомобилей «Остин» 2-й серии. (Такое же двухрулевое шасси применялось и для машин «Остин» 3-й серии.).

Бронеавтомобиль Русский Остин

В России бронировку шасси поручили Путиловскому заводу, который на основании эскизного проекта Броневого отдела Военной автомобильной школы к сентябрю 1916 года подготовил рабочие чертежи. Причем, согласно заказу, из 60 броневых автомобилей 39 должны были иметь движитель Кегресса, к тому времени уже успешно опробованный на «Остине» 2-й серии Первоначально правление завода определило следующие сроки изготовления машин «10 штук к 15 января 1917 года и дальше по 10 в месяц со сдачей последних броневиков к 15 июня, при условии, что шасси будут поступать за три месяца до срока». Однако из-за того, что шасси начали прибывать в Россию только в январе 1917 года (к февралю получено около 20 штук), работы по постройке бронеавтомобилей задерживались, а после февральской революции и вовсе прекратились. «В настоящее время на Путиловском заводе стоят шасси «Остин», готовящиеся к бронировке, из которых к июлю должно быть выпущено 60 штук. Ни одно из них не забронировано и ничего не делается.» — докладывал 18 марта 1917 года штабс-капитан Иванов, наблюдавший за постройкой боевых машин на Путиловском заводе. Дело сдвинулось с мертвой точки только в августе, и к марту 1918 года удалось забронировать два шасси, три находилось в полузаконченном виде.

В конструкции путиловского «Остина» учли опыт боевого применения английских машин этой марки. Для улучшения боковой устойчивости неподвижную часть башен несколько снизили, а сами башни установили по диагонали — это позволило увеличить горизонтальный угол обстрела до 300°. Кроме того, бронеавтомобиль получил зенитные пулеметные станки с углом возвышения до +80°. В пулеметных башнях устанавливалось основное вооружение бронемашины — 7,62-мм пулеметы «Максим» М.10 с системой жидкостного охлаждения ствола. В состав боекомплекта входили 6000 патронов. Для охлаждения стволов пулеметов к потолку каждой башни прикреплялся специальный бачок с охлаждающей жидкостью, соединенный шлангом с кожухом пулемета. С боков пулеметные амбразуры надежно прикрывались щитка ми из 7-миллиметровой брони.


  Схема бронеавтомобиля Остин Путиловского завода  

Во избежание попадания пулеметных гильз в щель между корпусом и башней и заклинивания последней (такие случаи бывали на английских «остинах») крышу сделали двускатной. Водители переднего и заднего рулевых постов имели улучшенную обзорность при движении в бою. Смотровые щели имели уменьшенные размеры и надежно прикрывались снаружи заслонками. Для повышения пулестойкости лобовые и кормовые бронелисты установили наклонно. Толщина брони составляла 7,5 мм для вертикальных и 4 мм для горизонтальных поверхностей. Она надежно защищала экипаж от поражения остроконечными пулями на всех дистанциях. Чтобы защитить экипаж от осколков брони, отлетающих от внутренних поверхностей, корпус внутри оклеивали сукном или тонким войлоком. Попасть в машину можно было через две двери в бортах корпуса Бронекорпус установили на шасси с усиленными рамой, полуэллиптическими листовыми рессорами, балкой заднего моста, а ряд деталей пришлось полностью заменить более прочными, отечественного производства. В кормовой части шасси разместили второй (задний) рулевой механизм, обеспечивавший управление бронеавтомобилем при движении в бою задним ходом. Для увеличения надежности подачи бензина к двигателю, особенно в боевой обстановке, в передней части за доской приборов, под броней, поставили дополнительный бак. Учитывая трудности пуска двигателя, особенно зимой, в головках цилиндров установили заливочные (декомпрессионные) краники, связанные обшей тягой конец которой вывели к щитку приборов. К каждому кранику подвели свою магистраль, с ее помощью можно было не выходя из машины, заливать в цилиндры порции пускового бензина.
Бронеавтомобили оснащались двумя комплектами колес с пневматическими шинами и сплошными резиновыми. Последние предназначались для использования только в боевой обстановке. Запасной комплект колес обычно перевозился в круглых ящиках под пулеметными башнями. Позже на всех путиловских бронеавтомобилях установили колеса повышенной прочности с шинами, заполненными эластичной самозатягивающейся массой — гуссматиком, названной так по имени изобретателя — петербургского химика Гусса. Размер шин составлял 920x120 мм. Тормоза имелись только на задних колесах.
Бронеавтомобили выпуска 1916 года частично оборудовались внутренним и наружным электроосвещением, с питанием от аккумуляторных батарей Наружное освещение состояло из двух больших передних фар и двух малых задних. Для защиты экипажа от поражения через смотровые щели на броневиках последних выпусков имелись пуленепробиваемые стеклоблоки.

У броневиков отсутствовали надколесные крылья, создающие, как показал опыт помехи в бою и ухудшающие их маневренность. Машина управлялась с места механика-водителя. Органы управления располагались справа по ходу и состояли из рулевого устройства, педалей сцепления (конуса), тормозов и акселератора. Справа от рулевой колонки находились кулиса четырехскоростной коробки передач и рычаг ручного тормоза. Перед водителем на щитке приборов разместили указатель давления масла в двигателе, манометр давления воздуха в заднем (основном) бензобаке, насос для создания в топливной системе давления и рычаг регулировки поступления воздуха через радиатор при закрытом бронекапоте.


  Бронеавтомобиль Бронеавтомобиль Русский Остин 1919 г.  
 
Бронеавтомобиль «Остин» Путиловского завода захваченный эстонцами в 1919 г., которые они переименовали в «Tasuja»
 

Масса машины с экипажем из 5 человек, запасами горючего и патронов составляла 5,2 т. Благодаря 50-сильному (36,8 кВт) четырехцилиндровому рядному карбюраторному двигателю «Остин» бронеавтомобиль развивал на дорогах с твердым покрытием скорость около 55 км/ч и обладал по тем временам весьма удовлетворительной проходимостью по сухим грунтовым дорогам и отдельным участкам пересеченной местности.

За два года Путиловский Ижорский и другие заводы Петрограда изготовили свыше 200 таких бронемашин. Благодаря своим повышенным техническим показателям они стали основными пулеметными бронеавтомобилями русской армии. Здесь будет уместно упомянуть одну любопытную деталь часто использовавшееся в советской литературе название машин этого типа «Остин-путиповец» не встречается ни в одном документе. В 1918-1921 годах такие броневики иногда называли «русским «Остином».
Говоря об «Остине» Путиловского завода, нельзя не вспомнить о легенде, десятилетиями кочевавшей по страницам советской литературы и школьных учебников истории - «стальной трибуной вождя» — легендарным броневиком, с которого выступал Ленин в апреле 1917 года, был «Остин» носивший имя «Враг капитала» и сохранившийся до сегодняшних дней. Однако вождь мирового пролетариата никогда не поднимался на этот бронеавтомобиль, так как машина вышла из заводского цеха только в августе 1919 года.


   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.