Бронеавтомобиль «Остин» (Austin)
Великобритания 


  Бронеавтомобиль Остин 1-й серии.  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Остин» 1/2/3-й серии
Боевая масса, т: 2,66/5,3/5,3
Экипаж, чел: 4/5/5
Габаритные размеры, мм: длина - 4750/4900/4900; ширина - 1950/2030/2030; высота - 2400/2450/2450; колесная база - 3500; колея - 1500; дорожный просвет - 220/250/250;
Бронирование, мм: 1-я серия - 3,5-4; 1-я серия улучшенная - 7; 2-я и 3-я серии - 5-8;
Вооружение: 1-я серия - два 7,62-мм пулемета «Максим» М.10; 2-я серия - два 7,62-мм пулемета «Максим» М.10;
3-я серия - два 8 мм пулемета «Гочкис»;
Боекомплект: 6000 патронов;
Двигатель: 1-я серия - «Остин», карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 22,1 кВт; 2-я и 3-я серии - «Остин», карбюраторный, 4-цилиндровыи, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,8 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 8,32/7,08/7,08;
Максимальная скорость, км/ч: 50-60/60/60;
Запас хода по топливу, км: 250/200/200
Емкость топливного бака, л: 98.
 

    Успешные действия немецких броневиков на фронте убедительно доказали эффективность нового вида вооружения. В России также приступили к строительству бронеавтомобилей. Однако мощности единственного в России завода, производившего автомобили — Русско-Балтийского вагонного, не хватало для покрытия нужд армии даже в транспортных машинах, не говоря уже о броневых. Поэтому в августе 1914 года приказом военного министра генерал-адъютанта Сухомлинова была создана специальная закупочная комиссия во главе с командиром запасной автомобильной роты полковником Секретевым. Комиссия отбыла в Англию для закупки автомобильной техники и имущества, в том числе и броневых автомобилей. Перед отъездом члены комиссии совместно с офицерами Главного военно-технического управления (ГВТУ) Генерального штаба разработали тактико-технические требования к этому виду боевой техники. В частности, приобретаемые бронеавтомобили должны были иметь горизонтальное бронирование (то есть крышу), а пулеметное вооружение состоять минимум из двух пулеметов, установленных в двух вращающихся независимо друг от друга башнях.

Бронеавтомобиль Austin 1-й серии.
     Ничего подобного комиссия в Англии не обнаружила В тот период — осенью 1914 года — англичане бронировали все подряд без какой-либо системы но без горизонтальной защиты и башен. Имевший и то, и другое самый массовый британский броневик первой мировой войны — «Роллс-Ройс» появился только в декабре и при этом оснащался лишь одной башней с одним пулеметом.
     Разработать проект бронеавтомобиля, соответствующего русским тактико-техническим требованиям, в довольно сжатые сроки взялись инженеры фирмы «Остин мотор компании» из Лонгбриджа, Бирмингем. В октябре 1914 года они построили прототип, который был одобрен командованием русской армии.
     Базой для броневика послужило шасси выпускавшегося фирмой легкового автомобиля «Колониал» с двигателем мощностью 30 л/с. На двигателе устанавливался карбюратор «Клейдиль» и магнето «Бош». Передача на задний мост осуществлялась с помощью карданного вала, система сцепления — кожаный конус. Коробка передач имела 4 скорости вперед и одну — назад. Колеса — деревянные, размер шин — 895x135. Машина чистым весом 2656 кг защищалась броней толщиной 3,5-4 мм изготовленной на заводе «Виккерс». Вооружение включало два 7,62 мм пулемета «Максим» М 10 с боекомплектом в 6000 патронов, смонтированных в двух вращающихся башнях, размещенных в поперечной плоскости и обеспечивавших угол обстрела 240°. Экипаж состоял из командира — младшего офицера, водителя — ефрейтора и двух пулеметчиков — младшего унтер-офицера и ефрейтора.
     29 сентября 1914 года фирма «Остин» получила заказ на 48 бронемашин этой конструкции, каждая из которых обошлась русской казне в 1150 фунтов стерлингов.


  Бронеавтомобиль Остин) 2-й серии.  

     В России бронемашины этих взводов были частично перебронированы 7-мм броней. Броню заменили на башнях и на переднем листе корпуса. В таком виде «Остины» пошли в бой. Однако первые же столкновения с противником выявили недостаточность этой меры.
     Начиная с машин 13-го взвода все «Остины» 1-й серии поступали на Ижорский завод и подвергались полной перебронировке. Только после этого их передавали в войска. Броневики, уже отправленные на фронт, постепенно отзывались в Петроград для замены брони. Само собой разумеется, что увеличение толщины брони влекло за собой рост массы боевых машин. Это отрицательно сказывалось на их и без того невысоких динамических характеристиках. Кроме того, на отдельных броневиках замечался прогиб швеллеров рамы. Существенным недостатком была и форма крыши водительской кабины которая ограничивала сектор обстрела пулеметов вперед. Тем не менее, «Остины» пришлись ко двору. Отчасти из-за того, что ничего лучшего все равно не имелось, отчасти потому, что и на этих весьма несовершенных по современным понятиям машинах можно было воевать.
     Уже весной 1915 года стало очевидно, что заказанных в Англии бронеавтомобилей для нужд фронта недостаточно. Поэтому Англо-русскому правительственному комитету в Лондоне было поручено заключение контрактов на изготовление дополнительного числа бронеавтомобилей по русским проектам.


  Бронеавтомобиль Austin 2-й серии.  
 
В таком виде бронеавтомобили «Остин» 2 серии прибывали в Россию из Великобритании.
 

     С июня по декабрь для русской армии планировалось построить 236 бронемашин. Однако реально построили только 161 из них «Остины» так называемой 2-й серии.
     При разработке нового бронеавтомобиля — заказ на него был выдан 6 марта 1915 года — фирма учла недостатки машин 1-й серии.
     В качестве базы использовалось шасси 1,5-тонного грузовика с двигателем мощностью 50 л/с. Была усилена рама шасси, дифференциал, наконец, эти машины уже не нуждались в перебронировке, так как их корпуса склепывались из броневых листов толщиной 7 мм. Кроме того, изменениям подверглась форма крыши корпуса, однако сам корпус несколько укоротили, что вызывало тесноту в боевом отделении. Отсутствие дверей в корме корпуса (у машин 1-й серии они имелись) сильно затрудняло посадку и высадку экипажа, так как для этого предназначалась только одна дверь в левом борту. Существенным недостатком «Остинов» как 1-й так и 2-й серии можно назвать отсутствие кормового поста управления. На машинах 2-й серии силами взводов и Запасной броневой роты он был установлен, при этом бронеавтомобили оборудовались и задней дверью. Вот что, например говорится об этой работе в «Журнале военных действий» 26-го пулеметного автомобильного взвода. «4 марта 1916 года закончено второе (заднее) управление на машине «Черт». Управление аналогичное машине «Черномор» посредством троса, идущего из-под переднего штурвала к задней стенке автомобиля, где сделано рулевое колесо.»


  Схема бронеавтомобиля Остин 2-й серии.  
 
Бронеавтомобиль «Остин» 2 серии с задним рулевым постом управления, установленным в России.
 

     В рамках программы развития бронечастей Русской армии до 1917 года в Англии 25 августа 1916 года были заказаны еще 60 бронеавтомобилей «Остин» 3-й серии. В новых машинах в значительной степени учитывался опыт боевого применения «остинов» первых двух серий. Масса машин составляла 5,3 т. мощность двигателя осталась прежней — 50 л. с. Броневики 3-й серии имели кормовой пост управления и пуленепробиваемые стекла на смотровых щелях. В остальном их технические данные были аналогичны «Остинам» 2-й серии. Кстати сказать, существенным недостатком всех «Остинов» являлся механизм сцепления, выполненный в виде кожаного конуса. На песчаных и раскисших грунтах сцепление пробуксовывало, а при возрастании нагрузок часто «горело».
     Поставка «Остинов» 3-й серии началась в 1916 году к 11 февраля 1917 года от фирмы было принято уже 33 броневика, а летом того же года все машины прибыли в Россию.
     Планировалось заказать в Англии еще 70 бронеавтомобилей 3-й серии но с двускатными задними колесами и усиленной рамой, со сроком поставки к сентябрю 1917 года. Этим планам не суждено было сбыться, хотя формально заказ на машины фирма получила и какую-то их часть построила. Во всяком случае, в апреле 1918-го из 16 бронеавтомобилей этого типа был сформирован 17-й батальон британского танкового корпуса. В отличие от машин, предназначавшихся для России, эти броневики вооружались 8-мм пулеметами «Гочкис». Они приняли участие в боях во Франции летом 1918 года.
     Примерно в то же время несколько машин этого типа поступили в Японию, где они состояли на вооружении до начала 30-х годов.


  Бронеавтомобиль Остин 3-й серии.  

     Помимо Красной Армии. «Остины» находились и в составе иностранных армий. Две бронемашины 3-й серии, отправленные в 1918 году из Петрограда на помощь финской красной гвардии, состояли на вооружении финской армии до середины 20-х годов.
     В начале 20-х годов 2-3 «Остина» получила монгольская революционная армия Сухэ Батора. Один броневик 3-й серии имелся в румынских войсках. Некоторое время в составе бронесил Латвийской республики числился «Остин» 2-й серии «Земгалетис».
     В 1919 голу четыре «Остина» (два 2-й серии и два 3-й) имелись в бронетанковой части Kokampf- германской армии.
     По состоянию на март 1921 гола в броневых подразделениях Войска Польского насчитывалось 7 «Остинов». Если учесть, что поляки захватили только один путиловский «Остин» и два «Остина-Кегресса», то все остальные были английского производства. Причем как минимум один из них — 3-й серии, захваченный в августе 1919 года у 10-го автобронеотряда им. Октябрьской революции во время боев за Минск и два — 2-й серии. Кроме того, трофеями поляков стали два броневика имевшие корпуса «Остинов» 1-й серии переставленные на шасси «Уайт». В качестве учебных все эти машины использовались в Польше до конца 20-х годов.
     Если учесть, что в Красной Армии все «Остины» были окончательно сняты с вооружения в 1931 году то подлинным «долгожителем» можно считать «Остин» 3-й серии, находившийся на вооружении австрийской армии вплоть до 1935 года.


  Бронеавтомобиль Austin 3-й серии.  

Фото бронеавтомобиля «Остин» (Austin)

Бронеавтомобиль Austin фото-1
Бронеавтомобиль Austin фото-2
Бронеавтомобиль Austin фото-3
Бронеавтомобиль Austin фото-4
Бронеавтомобиль Austin фото-5
Бронеавтомобиль Austin фото-6
Бронеавтомобиль Austin фото-7
Бронеавтомобиль Austin фото-8

Видео: Бронеавтомобиль «Остин»



   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика