Колесно-гусеничныц плавающий танк Т-43
СССР 


  Танк Т-43  

     Согласно «Системе танко-тракторного и автоброневооружения на вторую пятилетку», принятой в 1933 году, вместо плавающих танков Т-37 Красная Армия должна была получить новый колесно-гусеничный плавающий танк, получивший обозначение Т-43. Разработку новой боевой машины поручили заводам треста специального машиностроения № 37 и Опытного машиностроения имени Кирова. Тактико-технические требования к новому танку были разработаны Управлением механизации и моторизации Красной Армии.
     Оба проекта предполагалось предъявить заказчику в мае 1934 года, но из-за ряда трудностей, возникших при проектировании, к этому времени оба завода закончили лишь предварительные работы.
     Проект Т-43 опытного завода имени Кирова был разработан в двух вариантах и имел ряд оригинальных решений. На основе этого конструкторы спроектировали окончательный вариант Т-43, предъявленный для рассмотрения.


  Колесно-гусеничныц плавающий танк Т-43  
 
Колесно-гусеничныц плавающий танк Т-43 на колесном ходу, изготовленный на ленинградском заводе № 185. 1934 год.
 

    Машина Опытного завода имени Кирова представляла собой легкий танк массой 3,6 т. Вооружение - 7,62-мм пулемет ДТ - размещалось во вращающейся башне (предлагался второй вариант вооружения - 45-мм пушка в броневой рубке). Танк оснащался двигателем ГАЗ-АА мощностью 40 л. с., который вместе с коробкой перемены передач того же ГАЗ-АА был установлен поперек корпуса. Над двигателем был установлен стандартный радиатор ГАЗ, закрепленный на крыше корпуса. Между крышей и радиатором располагался вентилятор, имеющий ременный привод от носка двигателя. Воздух засасывался через жалюзи слева сзади башни и выбрасывался через симметрично расположенные жалюзи справа сзади башни. Трансмиссия танка состояла из коробки перемены передач, двойного дифференциала и бортовой передачи колесного хода.
     Ходовая часть Т-43 Опытного завода имени Кирова состояла из трех опорных катков большого диаметра, ведущего и направляющего колес (на борт). При движении на колесах ведущими являлась задняя пара катков. Привод на колеса осуществлялся при помощи бортовой цилиндрической передачи с четырьмя шестернями и раздельным включением ведущих осей. Колеса соединялись с ведущими осями при помощи карданных валов. Подвеска задних ведущих катков колесного хода была кривошипно-пружинная, по типу подвески фирмы «Крупп». При движении на колесах управление осуществлялось передней парой катков при помощи обычной газовской «баранки».


  Колесно-гусеничныц плавающий танк Т-43  
 
Колесно-гусеничныц плавающий танк Т-43, вид сзади.
 

    На Т-43 Опытного завода имени Кирова достаточно оригинально был решен вопрос движения на плаву Конструкторы решили отказаться от гребных винтов и рулей, хотя в одном из первоначальных проектов предусматривалась их установка. Вместо винтов использовались ведущие колеса, которые имели по шесть поперечных лопастей. При движении на плаву «вода засасывалась ведущим колесом сбоку по ходу танка, с силой отбрасывалась на направляющий аппарат, заворачивающий поток на угол 90 градусов, создавая, таким образом, реакцию струи воды, направленную по ходу движения танка». Управление танком на плаву осуществлялось при помощи двойного дифференциала, уменьшая или увеличивая число оборотов ведущих колес.
     Корпус и башня танка изготавливались из брони толщиной 4-10 мм при помощи клепки, причем в их конструкции использовались штампованные детали.
     Т-43 конструкторского бюро Завода № 37 во многом был похож на Т-43 Опытного завода имени Кирова, но у него были свои особенности. Танк завода № 37 при массе 3,7 т имел корпус и башню, которые предполагалось сваривать из бронелистов толщиной 4-10 мм. Для уменьшения лобового сопротивления на плаву борта корпуса были установлены с наклоном внутрь.
     7,62-мм пулемет ДТ был установлен в башне, еще один такой же пулемет мог быть смонтирован на зенитной турели. Т-43 завода № 37 оснащался двигателем ГАЗ-АА с газовской коробкой перемены передач и радиатором.
     Охлаждение двигателя осуществлялось нагнетающим вентилятором, трансмиссия состояла из коробки перемены передач, двойного дифференциала и бортовой передачи колесного хода.


  Колесно-гусеничныц плавающий танк Т-43-1 конструкции опытного завода им. Кирова.  
 
Колесно-гусеничныц плавающий танк Т-43-1 конструкции опытного завода им. Кирова.
 

    Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из трех опорных катков, ленивца, звездочки и одного поддерживающего катка. На колесном ходу ведущей являлась задняя пара катков, привод на которые осуществлялся при помощи карданных валов. Движение на плаву осуществлялось при помощи гребного винта, имевшего цепной привод от двигателя.
     Оба танка были изготовлены к марту - апрелю 1935 года и почти одновременно вышли на заводские испытания. Однако их результаты оказались неутешительны для обеих машин. Выявилось множество недоработок в конструкции, танки часто ломались, а кроме того, оказались очень дорогими и сложными в производстве.
     Помимо этого, у Т-43 опытного завода им. Кирова обнаружились проблемы при движении на плаву. Дело в том, что для движения на воде со скоростью порядка 4-5 км/ч требовалось «снять» с двигателя около 400 об/мин. Такая частота вращения соответствовала движению на гусеницах с довольно значительной скоростью - около 35 км/ч. Поэтому при движении у берега и на мелководье гусеницы танка (а при движении на плаву они вращались) цепляли за сваи, камни и т. п., соскакивали и рвались. Кроме того, движение задним ходом на воде было практически невозможно - при частоте вращения двигателя на задней передаче 60 об/мин скорость заднего хода была около 0,5 км/ч.
     После всесторонних испытаний танков Т-43 стало ясно, что эти машины не годятся для принятия на вооружение. Поэтому в конце 1935 года работы по танкам Т-43 были прекращены.


   
 
Смотрите на сайте:
 
  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика