Легкий плавающий танк Т-41
СССР 


  Легкий плавающий танк Т-41  
 
Тактико-технические характеристики легкого плавающего танка Т-41
Боевая масса, т: 3,5;
Экипаж, чел.: 2;
Габаритные размеры, мм: длина - 3670, ширина - 1950, высота - 1980, клиренс - 285:
Броня, мм: лоб, борт, корма - 9; крыша - 6; днище - 4;
Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ;
Боекомплект: 2520 патронов;
Двигатель: Форд-АА, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 40 л. с.;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,74;
Скорость, км/ч: по шоссе - 36, на воде - 4,5;
Запас хода, км: по шоссе - 180, по проселку - 125;
Запас топлива, л:
120;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 23; крен, град. - 30; ширина рва, м - 1,3; высота стенки, м - 0,74
 

    Танк Т-41, спроектированный под руководством Н. Козырева на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) в Москве, поступил на испытания в начале июля 1932 года. Танк имел клепано-сварной корпус, собранный на металлических уголках. Для герметизации стыков между броневыми листами в нижней части корпуса устанавливались резиновые прокладки. На крыше корпуса, на шариковом погоне, устанавливалась башня, смещенная к правому борту. Ее поворот осуществлялся вручную при помощи специальных рукояток.
     Вооружение Т-41 состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в полукруглом вращающемся броневом щитке в лобовом листе башни. Для крепления пулемета в основании щитка имелся специальный хомут. Такая установка оказалась довольно громоздкой и сложной, а углы обстрела пулемета (без поворота башни) составляли всего 33 градуса по горизонту и 24 градуса по вертикали.


  Схема плавающего танка Т-41  
 
Схема плавающего танка Т-41
 

    Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л. с. располагался продольно вдоль центральной оси машины. Он позволял танку развивать скорость по шоссе до 35 км/ч. Бензобак на 120 литров размещался слева в кормовой части корпуса. Подача горючего осуществлялась самотеком. Запас хода танка по шоссе составлял 150 км.
     Трансмиссия состояла из главного фрикциона (обычного автомобильного сцепления с грузовика Форд-АА), главной передачи фордовского дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. Последний состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с коленчатым валом двигателя и механизма реверсирования. Причем конструкция муфты была такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение двигателя.


  Опытный образец танка Т-41 преодолевает препятствие  
 
Опытный образец танка Т-41 преодолевает препятствие
 

    На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского руля. При передвижении лопастей винта механизмом реверсирования при движении на воде танк мог двигаться передним и задним ходом. Скорость на плаву достигала 3-3,5 км/ч.
     Ходовая часть Т-41 была почти такой же, как у танка Т-33 и амфибии Vickers-Carden-Loyd, а гусеница - мелкозвенчатая, по типу танкетки Т-27. Боевая масса танка с экипажем из двух человек (механик-водитель и командир) составляла 3,5 т.
     После заводских пробегов и устранения выявленных недостатков, машину передали на ПИБТ полигон (поселок Кубинка под Москвой) для прохождения испытаний, которые длились достаточно долго - со 2 августа по 29 сентября 1932 года. Такие длительные сроки были связаны с «длительными перерывами из-за ряда дефектов, поломок, произошедших при испытаниях, а также по другим обстоятельствам (отрыв работников, переброска машины на демонстрации и т.д.)» .


  Опытный образец танка Т-41 на плаву  
 
Опытный образец танка Т-41 на плаву
 

    Учитывая результаты испытаний опытного образца Т-41, в КБ 2-го завода ВАТО разработали второй вариант этого танка. Изменения коснулись главным образом корпуса (он стал более низким и несколько иной формы), смотровых приборов механика-водителя, привода гребного винта и самого винта, а также руля. Это позволило снизить массу танка до 2,95 т, но существенных улучшений боевых качеств добиться не удалось. В первой половине 1933 года было построено 12 танков Т-41 «с измененной конструкцией корпуса», которые именовались в документах как «Т-41 серийный».


   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика