Легкий бронеавтомобиль «Татра» OA vz. 30
Чехословакия 


 
Легкий бронеавтомобиль Tatra OA vz. 30
 
 
Тактико-технические характеристики легкого бронеавтомобиля «Татра» OA vz. 30
Боевая масса, т: 2,5;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 4020, ширина - 1520, высота - 2020, колесная база - 2195+920, колея - 1300, дорожный просвет - 205;
Бронирование, мм: корпус - 6; крылья, защита задних осей, днище - 3; крышка фары - 3;
Вооружение: два 7,92-мм пулемета ZB М26 (третий запасной);
Боекомплект: 3000 патронов (из них 1000 - бронебойные);
Двигатель: «Татра» тип 52,4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий обьем 1910 см3, мощность 23,7 кВт при 3000 об/мин;
Удельная мощность, к8т/т: 9,48;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 60, по проселку - 10-15;
Запас хода, км: по шоссе - 200, по проселку - 150, по бездорожью - 100;
Запас топлива, л: 55;
Расход топлива на 100 км, л: по шоссе - 20, по проселку - 27-30, по бездорожью - 54-60;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 18; стенка, м - 0,28; ров, м - 0,5; брод, м - 0,35
 

     В 1924 году управление артиллерии и вооружений министерства обороны Чехословакии объявило конкурс на трехосный автомобиль для частей моторизованной артиллерии. Единственной фирмой, проявившей интерес к конкурсу, была компания «Ческоморавска Колбен-Данек», или попросту CKD, которая предложила модифицированный автомобиль типа «гранд брейк» с добавленной третьей осью. В остальном машина CKD была схожа с «Рено», который не выдержал испытаний. Фирма проигнорировала требования министерства обороны, касающиеся проходимости машины по пересеченной местности, и на этом сотрудничество с ней было закончено Примерно в то же время молодой конструктор фирмы «Татра», Ханс Ледвинка разработал простую и перспективную машину, в которой вместо обычной рамы применил центральную несущую трубу. С одной стороны на ней крепились двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с рабочим объемом 1056 см3, коробка передач и передняя ось, с другой — последнее звено привода и качающиеся оси.
     Интерес потенциальных потребителей к этой новой машине, получившей обозначение «Татра» Т-11, не остался незамеченным для производителей. Но их следовало убедить в ее надежности. Впервые машина была продемонстрирована общественности на пражском автосалоне в 1923 году. Спустя неделю на международных гонках в Брно Т-11 завоевала первый приз в классе машин с объемом двигателя 1,1 л. Вскоре после этого успеха Йозеф Вермировски совершил на новой машине рекламный пробег по Чехословакии. В 1924 году на чехословацких соревнованиях «Эссе Хомо» Вермировски на Т-11 снова стал победителем в своей категории. На гонках в Штутгарте Т-11 завоевала первый приз за лучшие показатели на дороге. Но самый серьезным спортивным достижением стала победа, одержанная в 1925 году в СССР в ралли протяженностью 5300 км, в котором приняли участие 78 машин наиболее известных автомобилестроительных фирм. После этого успеха «Татра» Т-11 приобрела настоящую популярность и выпускалась до 1926 года, после чего на смену ей пришла усовершенствованная модель Т-12.

Бронеавтомобиль Татра OA vz. 30

     В 1925 году военные предложили фирме «Татра» разработать трехосный легковой автомобиль на базе Т-11. Спустя год «Татра» построила три прототипа трехосной машины Т-26, даже не имея на руках соответствующего официального заказа. В присутствии представителей армии прототипы прошли испытания и получили принципиальное одобрение. В результате министерство обороны приобрело одну машину и создало специальную комиссию по ее всестороннему испытанию, в состав которой вошли представители фирмы-изготовителя. военного технического института и батальона боевых машин. Испытания продолжались с 4 декабря 1926 года по 15 марта 1927 года и проводились в крайне сложных условиях: машина с грузом в 950 кг совершала пробеги по шоссе, по бездорожью в горах, преодолевала препятствия, снежные заносы и т. д. Одним из этапов испытаний стал 10000-километровый пробег по горным дорогам, Т-26 успешно прошла все испытания. После их завершения шасси было разобрано и все его узлы подверглись тщательному осмотру — ни одна деталь не имела следов износа или поломки. После проверки шасси было собрано снова, и руководство министерства обороны отдало приказ приобрести еще одно и на их базе построить два бронеавтомобиля. Один броневик предназначался для установки нескольких пулеметов, а второй был переоборудован под разведывательную машину с открытой неподвижной пулеметной рубкой. Корпуса обоих, были изготовлены из стальных листов толщиной 5 мм.
     Согласно заказа № 5037 от 6 августа 1926 года только три шасси типа Т-26 были изготовлены по трехосной схеме и оснащены двухцилиндровым двигателем. Шасси Т-26 производились по ставшей уже стандартной татровской схеме раму заменяла центральная несущая труба, в передней части которой монтировались неразрезной передний мост и двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения OHV с рабочим объемом 1056 см3, оборудованный карбюратором «Зенит» 26 ABC и развивавший максимальную мощность 10,4 кВт при 2800 об/мин. Вращательный момент от двигателя на задние оси передавался через коробку передач с многодисковым сцеплением, обеспечивавшим движение вперед на четырех передачах и задним ходом — на одной. Все задние колеса были смонтированы на качающихся полуосях с подвеской на продольных листовых рессорах. Задние колеса были оснащены барабанными тормозами. Две машины типа Т-26 использовались в бронетанковом учебном центре до 1939 года.


 
Легкий бронеавтомобиль Татра OA vz. 30
 

    Положительные результаты испытаний улучшенных бронеавтомобилей «Татра» подтолкнули военных к продолжению тестирования шасси производства фирмы «Татра». В 1928 году генеральный штаб чехословацких вооруженных сил принял решение приобрести девять усовершенствованных трехосных шасси старого типа, но с четырехцилиндровым 17,7-киловаттным двигателем от машины «Татра» Т-26/30.
     Эти шасси были доставлены в расположение бронебатальона в городе Миловице, в мастерских которого на них установили деревянные корпуса, имитирующие броневые. Каждая машина имела свой вариант вооружения: легкие пулеметы ZB Мк.26 или крупнокалиберные пулеметы S Mk 24 в неподвижных рубках или вращающихся башнях различной конструкции. В 1926-1930 гг. эти машины-макеты использовались для обучения водителей и проведения тактических занятий. В апреле 1929 года армейская комиссия изучила различные варианты вооружения машин и сделала следующее заключение: «Оснастить трехосные бронеавтомобили типа «Татра» тремя легкими пулеметами ZB Мк.26. Один из них смонтировать в шаровой установке в башне кругового вращения, второй — свободно установить в амбразуре лобового листа отделения управления, третий хранить в качестве запасного для замены одного из штатных пулеметов и/или для использования вне машины.
     Помимо этого комиссия рекомендовала построить окончательный вариант машины с броневым корпусом.
     Данная рекомендация была выполнена в 1929 году одна из машин с деревянным корпусом была отправлена в Копривнице на фирму «Татра», где получила настоящий броневой корпус, 11 июля 1930 года готовый бронеавтомобиль вернулся в свою часть и прошел испытания в артиллерийском учебном центре.
     11 декабря 1930 года в Праге состоялось заседание комиссии по вооружению министерства обороны Чехословакии, на котором обсуждался вопрос об оснащении чехословацкой армии бронеавтомобилями типа «Татра». Основываясь на положительных результатах многочисленных испытаний, комиссия постановила принять машину на вооружение под обозначением OA vz. 30 и развернуть ее серийное производство в качестве средства разведки и поддержки пехоты и/или кавалерии.
     Бронеавтомобиль «Татра» OA vz. 30 привлек внимание военных не только надежностью и хорошими тактико-техническими характеристиками, но также своей низкой стоимостью. Бронемашина OA vz. 27 (PA-III) производства фирмы «Шкода» стоила 626700 чешских крон в ценах 1929 года, тогда как «Татра» предлагала свою машину без вооружения всего за 155235 крон!
     Как и Т-26, шасси типа Т-26/30 было трехосным с двумя задними ведущими осями, которые приводились от четырехтактного двигателя воздушного охлаждения «Татра 30» с четырьмя горизонтально расположенными цилиндрами и рабочим объемом 1678 см3. При 3000 об/мин двигатель развивал максимальную мощность 17,7 кВт и был оснащен карбюратором «Зенит» KB 30. Вращательный момент передавался на задние оси при помощи четырехдискового сцепления сухого трения и четырехступенчатой коробки передач с двухступенчатым редуктором. Передняя ось неразрезного типа была подвешена на поперечных полуэллиптических листовых рессорах. Задние колеса монтировались на качающихся полуосях с подвеской на продольных полуэллиптических листовых рессорах. Все шесть колес были оснащены механическими тормозами.
     Корпус бронемашины собирался из броневых листов толщиной 5,5 мм, для изготовления крыльев использовались 3-мм листы стали. Боевая масса машины с вооружением составляла 2350 кг. На дорогах с твердым покрытием она развивала максимальную скорость 60 км/ч.
     По сравнению с броневиком фирмы «Шкода» OA vz. 27 бронемашина OA vz. 30 классифицировалась как легкий бронеавтомобиль, причем это касалось не только массы машины, но и его вооружения Командование генерального штаба понимало, что эти легкие машины не способны противостоять в бою более мощным бронемашинам противника, поэтому план приобретения новых бронеавтомобилей на 1931 год был составлен с учетом создания новой пушечной машины. В связи с этим Генштаб рассматривал две возможности во-первых, установить противотанковую пушку в башне OA vz. 30, что оказалось нереальным из-за ее конструкции, отсутствия подходящей пушки а также чрезмерно большой нагрузки на шасси, во-вторых, разработать бронемашину больших размеров, которую можно было бы вооружить такой пушкой.


 
Опытный бронеавтомобиль Татра на шасси тип Т-34
 
 
Опытный бронеавтомобиль «Татра» на шасси тип Т-34
 

    Предполагалось, что пушечные машины усилят взводы пулеметных бронеавтомобилей OA vz. 30 и позволят им на равных бороться с бронемашинами противника.
     Изучив все варианты. Генштаб чехословацкой армии запланировал закупить в марте 1931 года 51 бронеавтомобиль «Татра» OA vz. 30 12 бронеавтомобилей «Шкода» OA vz. 27 и, наконец, 12 пушечных бронемашин производства фирмы «Татра». Сразу же следует отметить, что последние не только не были построены но даже и не разрабатывались.
     Министерство обороны заключило с «Татрой» контракт, в соответствии с которым фирма обязалась осуществить бронировку восьми шасси Т-26/30. ранее приобретенных армией и временно оборудованных деревянными корпусами, как это было сделано с девятой машиной в 1929 году, а также изготовить еще 43 бронеавтомобиля OA vz. 30.
     6 марта 1933 года министерство обороны подготовило официальный заказ, в котором четко указывались сроки выполнения контракта: вся серия бронемашин должна быть готова к концу 1933 года.
     В процессе работы на фирме «Татра» было создано новое шасси Т-72, оснащенное более мощным двигателем, и это повлияло на первоначальный заказ для бронемашин OA vz. 30 было решено изготовить 51 шасси нового типа, а восемь старых шасси Т-26/30 оборудовать открытыми кузовами штабной машины.
     Использование шасси Т-72 сказалось на размерах серийной бронемашины. Ее габариты составляли 4020х1520x2020 мм (у прототипа 4070х1530x2030 соответственно). Новое шасси обладало также меньшей колесной базой — 2195x920 мм вместо прежних 2200x850 мм. Другим был и размер колес — 5,50-18 (28-5,50)SS.
     Корпус OA vz. 30 изготавливался из 6-мм листов гомогенной стали марки «Польди»TEI производства сталелитейного завода «Польди Кладно», которые соединялись с помощью 6,3-мм заклепок, поясных углов и поясных листов, а также винтовых соединений. Для крыльев использовались 3-мм листы стали. Различия между прототипом, построенным на шасси Т-26/30. и серийной машиной на базе шасси Т 72 бросались в глаза с первого же взгляда — серийный бронеавтомобиль отличался закругленной вверху кормовой частью (крыша и задняя стенка корпуса были сделаны из цельного броневого листа), большим углом наклона лобового листа и смещенной вперед башней (диаметр ее погона сократился с 1100 мм до 1000 мм), исчезли фары с передних крыльев, зато на бортах между моторным отсеком и отделением управления появились габаритные огни в цилиндрических корпусах диаметром 50 мм с бронестеклом такой же толщины, фара для освещения дороги перед машиной имела диаметр 160 мм и находилась в носовой части бронекапота, скрытая под броневым листом. Доступ к двигателю с целью технического обслуживания или ремонта обеспечивала поднимавшаяся на шарнирной петле передняя часть капота. Для входа и выхода из машины экипажа, состоявшего из трех человек, в корпусе были предусмотрены две боковые и одна задняя дверцы.


 
Бронеавтомобиль Татра OA vz. 30 на маневрах
 
 
Бронеавтомобиль «Татра» OA vz. 30 на маневрах. 1937 г.
 

     На крыше корпуса над боевым отделением была установлена круглая коническая башня кругового вращения, вооруженная 7,92-мм пулеметом ZB М26, смонтированным в шаровой установке. В вертикальной плоскости пулемет наводился на цель в секторе от -22° до +54° и будучи закрепленным в шаровой установке, мог перемещаться в горизонтальной плоскости в секторе 35° Передний мертвый сектор составлял 7,5 м. задний — 5,2 м. Второй пулемет ZB М26 был установлен в амбразуре лобового листа корпуса слева от сиденья водителя бронемашины. Сектор его вертикального наведения находился в диапазоне от -7,5° до +8°, а горизонтального — составлял 22°. Поскольку второй пулемет располагался ниже башенного, то при стрельбе из него мертвая зона увеличивалась до 12 м из-за длинной передней части машины. Третий пулемет ZB М26 являлся запасным и перевозился в боевом отделении броневика. Помимо этого вооружения экипаж располагал 18 ручными гранатами М21, ракетницей М30 с 15 осветительными ракетами и запасом взрывчатки.
     Для наблюдения за местностью в стенках башни были предусмотрены пять смотровых щелей размером 100x40 мм, оборудованных пуленепробиваемыми стеклоблоками (140x70x50 мм), кроме того, для обзора можно было использовать полукруглый люк в крыше башни, оборудованный крышкой, которая откидывалась вперед.
     Благодаря использованию более мощного двигателя серийные машины отличались повышенной проходимостью по бездорожью. Под капотом в передней части машины устанавливался четырехцилиндровый (с горизонтальным расположением цилиндров) четырехтактный двигатель воздушного охлаждения «Татра» тип 52 с рабочим объемом 1910 см3, оборудованный карбюратором «Солекс» 30 BFVC или «Зенит» KB 30. При 3000 об/мин двигатель развивал максимальную мощность 23,7 кВт и позволял 2,5-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью 60 км/ч, а по пересеченной местности — со скоростью 10-15 км/ч. В основном топливном баке помещалось 50 л бензина, еще 5 литров заливалось в малый резервуар, в качестве резервного запаса топлива. Этого хватало на 200 км пробега по шоссейным дорогам.


 
Бронеавтомобили Татра OA vz. 30 на учениях чехословацкой армии
 
 
Бронеавтомобили «Татра» OA vz. 30 на учениях чехословацкой армии. 1937 г.
 

    В состав трансмиссии, составлявшей единый блок с двигателем, входили четырехскоростная коробка передач OHV и двухступенчатый демультипликатор, которые обеспечивали движение вперед на восьми передачах и задним ходом — на двух, устройство блокировки дифференциала и гидравлические тормоза.
     Трехосное (6x4) шасси Т-72 было уникальным в своем роде — все шесть колес имели независимую подвеску на листовых рессорах, карданный вал без единого шарнира проходил внутри центральной трубы типа «Маннесманн» и приводил в движение сначала средний, а от него — задний мост.
     Прокованная передняя ось была подвешена под двигателем на поперечных полуэллиптических листовых рессорах типа «Кантилнер». Ударные нагрузки поглощались двумя тягами, которые располагались в гнезде под коробкой передач и образовывали с осью треугольник. Такая компоновка позволяла менять положение оси в соответствии с поверхностью дороги и обеспечивала устойчивость машины.
     От ведущих шестерен приводились тарельчатые шестерни качавшихся полуосей задних ведущих мостов, кожухи которых опирались на концы продольных полуэллиптических, листовых рессор. Рессоры своей средней частью качались на концах, закрепленной на раме-трубе поперечной траверсы.
     Такая конструкция, а также блокируемые цилиндрические дифференциалы и односкатные колеса с пулестойкими шинами, имевшими размер 5,50-18. обеспечивали маневренному и легкому бронеавтомобилю OA vz. 30 достаточно высокую проходимость.
     Бронеавтомобилями «Татра» OA vz. 30 были укомплектованы три броне полка чехословацкой армии PUV 1, дислоцировавшийся в Миловице, получил 15 машин, PUV 2 (Оломоуц) — 13 машин, a PUV 3, имевший в своем составе две бронеавтомобильные роты, — 27 (12 броневиков поступили в 1-ю роту в Братиславе., 15 — во 2-ю роту в Кошице).
     Бронемашины OA vz. 30 имели стандартную камуфляжную окраску, принятую в чехословацкой армии в межвоенный период и представлявшую собой чередование темно-зеленых, коричневых и темно-желтых пятен неправильной формы.
     К 1938 году бронеавтомобили «Татра» OA vz. 30 уже устарели и были слишком уязвимыми, но тем не менее успешно использовались в боях с гейнлейновцами в Судетах, где потерь не имели .В январе 1939 года чешской армии пришлось вести боевые действия в Закарпатской Руси с венгерскими войсками. Здесь за 3 месяца боевых столкновений было потеряно 15 бронеавтомобилей «Татра». Остальные в 1939 году захватили немцы, которые включили их в состав своих частей под обозначением Pz.Spr-ЗОД, в 1941 году семь из них были оборудованы громко-говорительными установками и переданы ротам пропаганды.
     В словацкой армии сначала насчитывалось 13, а позже — 19 бронеавтомобилей этого типа. Часть из них подорвалась на минах при атаке позиций Красной Армии под Лигювцом летом 1941 года, ещё 5 из состава охранной дивизии уничтожили партизаны под Лоевом, а остальные были подбиты или брошены при отступлении. Лишь два броневика этого типа были применены против немцев в августе 1944 года во время Словацкого народного восстания.
     Массовое производство бронемашин в предвоенной Чехословакии закончилось выпуском 51 бронеавтомобиля OA vz. 30. В конце 1934 года Генштабом было принято окончательное решение прекратить дальнейшую работу по созданию новых колесных броневиков и постепенно заменить имевшиеся бронеавтомобили гусеничными бронированными машинами.


   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика