Тяжелый бронеавтомобиль «Шкода» PA-IV
Чехословакия 


 
Бронеавтомобиль Шкода PA-IV
 
 
Тактико-технические характеристики тяжелого бронеавтомобиля «Шкода» PA-IV
Боевая масса, т: 7,7;
Экипаж, чел.: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 5943, ширина - 2082, высота - 2692, колесная база - 3200, дорожный просвет - 310;
Бронирование, мм: 5-6;
Вооружение: 37-мм пушка «Шкода», два 7,62-мм пулемета vz. 7/24;
Двигатель: «Шкода», 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 73,5 кВт при 2000 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 9,54;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - до 60;
Запас топлива, л: 110
 

    Результатом дальнейшего развития тяжелого бронеавтомобиля PA-III стала модификация PA-IV, прототип которой фирма «Шкода» построила в 1927 году. Создание новой модели было продиктовано стремлением усилить огневую мощь ранее выпущенных пулеметных бронемашин за счет установки пушечного вооружения.
     Многогранный корпус бронемашины PA-IV, симметрию которого в передней части корпуса нарушала выступающая закрытая рубка, вооруженная 37-мм пушкой «Шкода», склепывался из листов катаной стали толщиной 5-6 мм и по сравнению с предыдущей моделью имел упрощенную форму. Несмотря на то, что бронирование было усилено по сравнению с PA-III, его едва ли можно было считать удовлетворительным, оно обеспечивало защиту экипажа из 5 человек лишь от обычных ружейных пуль, выпущенных с расстояния 70-100 м. Для входа и выхода из бронеавтомобиля в бортах корпуса были предусмотрены двери с полукруглым верхом. Над средней частью корпуса располагалась коническая башня кругового вращения со скошенной спереди и сзади крышей. На ее переднем скосе был предусмотрен люк с откидной трапециевидной крышкой, через который можно было вести наблюдение за местностью, а при необходимости и покинуть машину. Бронировка башни также была усилена и в лобовой части достигала 14 мм. Кроме того, в отличие от PA-III она имела наружные скосы.
     Вооружение машин раннего выпуска состояло из трех 7,62-мм пулеметов vz. 7/24, два из которых монтировались в шаровых установках в передней и задней стенках корпуса, а третий — в башне. Первые бронемашины более позднего выпуска вооружались 20-мм автоматической пушкой, которая устанавливалась в выступающей рубке в передней части корпуса между местом водителя и смотровым люком наблюдателя, но впоследствии уступила место более мощной 37-мм пушке производства фирмы «Шкода». В бортах башни имелись две дополнительные шаровые установки для пулеметов, но они, как правило, оставались незадействованными.
     Как и на бронемашине PA-III, в задней части башни PA-IV имелся большой прожектор, встроенный в заднюю часть башни и отличавшийся оригинальной системой защиты, предохранявшей его от повреждений перед входом в район боевых действий прожектор разворачивался на 180° и его рефлектор со стеклом оказывался внутри башни, тогда как снаружи оставалась его бронированная сферическая задняя часть. Для движения в темное время суток бронеавтомобиль был оборудован двумя парами фар, которые монтировались на передних и задних крыльях в прямоугольных бронекожухах с откидными защитными крышками.
     Подобно всем симметричным бронеавтомобилям фирмы «Шкода» PA-IV имел систему двойного управления, при которой два водителя сидели в центре боевого отделения бок о бок, но спинами в разные стороны, и управляли попеременно каждый своей парой колес. Каждый водитель располагал всеми органами управления и в своих действиях не зависел от напарника. Недостаток этой системы заключался в том, что оба водителя сидели далеко от узких смотровых окон, оборудованных броне-крышками со смотровыми щелями, и имели очень плохой обзор. Кроме того, для перехода на управление машиной с заднего поста передние колеса необходимо было установить строго параллельно продольной оси бронеавтомобиля, а управление ими — заблокировать. То же самое, но с задними колесами, проделывалось при обратном переходе к управлению с переднего поста. В расположенном сзади моторном отделении PA-IV размещался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Шкода», развивавший мощность 73,5 кВт (100 л. с.), явно недостаточную для бронемашины, боевая масса которой увеличилась за счет более мощного бронирования и установки 37-мм пушки до 7,7 т. Тем не менее по дорогам с твердым покрытием машина могла двигаться с максимальной скоростью до 60 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили механическая четырехскоростная коробка пере дач. демультипликатор, удваивавший количество передач, раздаточная коробка, дифференциалы и механические тормоза. В полноприводной (4x4) ходовой части бронемашины с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались односкатные колеса со сплошными пулестойкими шинами. Нагрузка на оси распределялась следующим образом: на переднюю приходилось 4 т, на заднюю — 3,7 т. Следует отметить, что все бронемашины серии РА относились к так называемым «дорожным» бронеавтомобилям, зона действия которых, несмотря на наличие двух ведущих осей, ограничивалась шоссе или дорогами с твердым покрытием. Из-за большой длины и массы проходимость машин снижалась настолько, что они практически не могли двигаться по пересеченной местности.


   
 
Смотрите на сайте:
 
  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика